В 1985 году в китайской деревне Жишикао местный инвалид Ян Хончанг начал разводить змей сначала для самолечения, а потом и на продажу – для фармацевтических компаний и ресторанов.
Постепенно этим делом увлеклась вся деревня, и сегодня треть её жителей – миллионеры, а Жишикао стал мировым центром выращивания змей с поголовьем в 4 млн. пресмыкающихся.
Ян Хончанг был типичным крестьянином Китая начала 1980-х: маленький участок земли, средний месячный заработок 100 юаней, то есть, 16 долларов. Тогда же он заболел болезнью Бехтерева, хроническое заболевание суставов с преимущественной локализацией процесса в крестце и позвоночнике.
Китай это не Первый мир – там и сегодня почти нет бесплатной медицины и пенсий, а 30 лет назад – и подавно. 62-летний Хончанг понял, что он либо умрёт от голода, так как не сможет обрабатывать землю, либо от болезни. От местного врача он узнал, что его может спасти экстракт из определённого вида змеи, на самом деле это был особый вид безногой ящерицы. Но он стоил 3 месячных зарплаты Хончанга. Тогда крестьянин отправился в горы, изловил несколько пресмыкающихся и сам сделал из них экстракт, спиртовую настойку. Двухмесячный курс приёма экстракта из змеи сделал Хончанга работоспособным. Тогда он задумался, почему бы не начать разводить змей, раз они так дорого стоят и на них есть устойчивый спрос. В 1985 году он под залог своего земельного участка взял кредит в банке, 10 тыс. юаней. На эти деньги начинающий предприниматель закупил оборудование – инкубаторы, в которых мог бы проходить процесс созревания змеиных яиц. Змей разных видов (от гадюк до тех самых безногих ящериц) для разведения он отловил сам.
Первые опыты инкубирования были неудачными. Лишь в 1987 году Хончангу удалось отладить процесс, и на свет появились первые 30 тыс. змей. После небольшого доращивания он их сбыл оптом за 80 тыс. юаней.
Новость об этой удаче распространилась по деревне, и уже через 5 лет из 162 дворов в Жишикао в 108 содержали змей. Тут же появились и небольшие фабрики по их переработке: змей сушат, делают на их основе водку, мази на змеином яде и т.д., значительную долю составляют «пищевые» рептилии, идущие в китайский общепит.
80% продукции потребляется внутри Китая, остальное в США, Японии и Германии. Появились и кормовые фабрики, на которых разводят мышей и лягушек, составляющих основной рацион змей.
В деревне Жишикао выращивают 4 млн. змей (до 30 их видов: кобры, гадюки, питоны и т.д.), не менее 20 семей зарабатывают от 1 млн. юаней в год и больше (150 тыс. долларов), остальные – в среднем 50-60 тыс. юаней.
В целом деревня от выращивания змей имеет ежегодный доход в 60 млн. юаней (около 9 млн. долларов). На протяжении последних 5 лет как рост численности поголовья рептилий, так и дохода деревни составляет 50% ежегодно.
Сам Хончанг первый свой миллион заработал в 1990 году, а своё дело он превратил в бренд Moganshan Snake Co.
В 2008 году его компания вышла за пределы Китая, основав змеиную ферму площадью 10 тыс. кв. м в Южной Корее.
А вот во Франции змеиные фермы переживают не лучшие времена. К примеру, в городке Веланс у фирмы, содержащей змей ради их яда, продажи в 2011 году сократились на 20%, до 1,6 млн. евро в год. Количество животных за это время сократилось с 800 до 500.
Это связано с уменьшением спроса на змеиный яд со стороны фармацевтических компаний. Правда, в этой фирме ищут новые ниши, способные заинтересовать фармкомпании. Если 1 грамм змеиного яда стоит 4 тыс. евро, то 1 грамм яда скорпиона – 35 тыс. евро. И на змеиной ферме появились первые 3 тыс. скорпионов (первая скорпионовая ферма во Франции).
Оригинал здесь