Posted 1 июня 2017, 13:59
Published 1 июня 2017, 13:59
Modified 8 марта, 01:49
Updated 8 марта, 01:49
Подследственных и подсудимых пристегивают к кольцам наручниками, оставляя свободной только одну руку. Подразумевается, что такая поза позволяет арестантам листать разложенные перед ними на столе документы, а охранникам — не волноваться, что те попытаются сбежать.
Однако на деле конструкцию используют для пыток, говорят в Общественной наблюдательной комиссии: к правозащитникам обратились несколько человек, которые рассказали, что конвоиры пристегивали их к кольцам и, обездвижив, избивали — или же оставляли в таком положении на целый день.
В апреле 2017 года представитель Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) в Москве, юрист «Комитета по предотвращению пыток» Дмитрий Пискунов получил анонимное сообщение в WhatsApp, сопровождавшееся фотографией молодого человека, пристегнутого наручниками к вмонтированному в стену металлическому кольцу. Автор сообщения утверждал, что снимок сделан в Московском городском суде, а запечатлен на нем фигурант дела о разбое, гражданин Узбекистана Камрон Усмонов. Отправитель отметил, что в таком положении Усмонов проводит по несколько часов в день: конвоиры стали пристегивать его к стене наручниками после того, как подсудимый пожаловался на избиения в конвойном помещении.
Когда судья, выслушав жалобы Усмонова, в очередной раз пожал плечами и посоветовал обратиться в прокуратуру, молодой человек достал пронесенное им в суд лезвие и вскрыл себе вены прямо во время заседания. В тот день его доставили в больницу, а насилие конвоиров ненадолго прекратилось.
В конце марта Усмонов был приговорен к 16 годам колонии и теперь ждет рассмотрения апелляции на приговор.
Арестант СИЗО-1 «Матросская тишина» Денис Карелин в беседе с Пискуновым сообщил, что 28 октября 2016 года конвоиры дважды избили его в Мосгорсуде. Конфликт начался с того, что один из охранников во время обыска оскорбил Карелина; тот ответил, завязалась потасовка. О случившемся избитый сообщил судье.
«По окончании рассмотрения моих апелляционных жалоб меня спустили в минусовой этаж Московского городского суда, где конвой в кабинете №144 "Для ознакомления с материалами дела" пристегнул меня наручниками к скобе, вмонтированной в стену. В таком положении я пробыл не менее полутора часов. Считаю такие действия недопустимыми», — писал в своем обращении к ОНК Карелин. В тот день медики СИЗО-1 зафиксировали у него ушиб грудной клетки и ссадины на лице.
Неясно, существует ли документ, объясняющий назначение и порядок использования колец в Мосгорсуде, отмечает юрист, или же это частная инициатива конвоиров. По данным правозащитника, похожих конструкций в других судах нет.
В свою очередь, отвечая на вопросы «Медиазоны» о происходящем в конвойных помещениях, начальник отдела по связям со СМИ и общественностью Мосгорсуда Ульяна Солопова отметила, что охраной арестантов «во время процессуальных действий и, соответственно, во время ознакомления с материалами уголовных дел» занимается полиция.
«Необходимо обратить ваше внимание на то, что данные помещения, хотя и расположены в здании Московского городского суда, но используются только сотрудниками полиции, а не сотрудниками аппарата суда и не судьями», — пояснила Солопова. Сотрудники полка охраны и конвоирования «не состоят в служебной зависимости и не подконтрольны судьям и руководству судов», добавила она.
Оригинал здесь
После публикации этого сообщения
Фотография с арестованным гражданином Узбекистана Камроном Усмоновым, прикованным к стене в одном из помещений Московского городского суда, носит «постановочный характер» и не соответствует действительности, сообщила в фейсбуке пресс-секретарь суда Ульяна Солопова.
По ее словам, в Мосгорсуде нет помещения, изображенного на фото, а вынесенные в заголовок слова об «орудиях пыток» в суде носят «провокационный характер».
«В комнате для ознакомления с материалами дела <...> в действительности размещены 2 стола, 2 стула, на уровне письменных столов вмонтированы 2 кольца, комната оборудована видеокамерой. Установленные кольца предназначены для ограничения свободы действий лиц, содержащихся под стражей, исключительно для обеспечения безопасности сотрудников суда», — пишет пресс-секретарь.
Солопова заверила, что все жалобы, которые поступают на сотрудников конвойной службы в Мосгорсуде, перенаправляются в следственные органы.
Фото: www.globallookpress.com