Матиас Руст вылетел из аэропорта города Ютерзан на самолёте «Сессна-172 Скайхок», арендованном в аэроклубе 13 мая 1987 года.
Однако сперва он взял курс не на СССР, а в Исландию, оттуда перелетел в Норвегию, потом в Финляндию, и уже оттуда – утром 28 мая пересек границу с Советским Союзом на малой высоте и с малой скоростью полёта, что делало невозможным постоянное сопровождение его скоростными истребителями. По словам Маршала Советского Союза Дмитрия Язова, войска ПВО вели «Сессну» до самой Москвы, но не пресекали полёт, потому что после инцидента с южно-корейским лайнером (пассажирский самолет, сбитый советским истребителем в 1983 году) получили распоряжение гражданские самолеты не сбивать.
Руст был в районе Пскова, когда в 15:00 в соответствии с графиком сменился кодовый номер системы «свой-чужой». Здесь шли учебные полёты одного из авиационных полков, и неопытный молодой лейтенант дежурной смены КП ПВО присвоил признак «свой» всем объектам, находящимся в воздухе. Примерно через час Руст пролетает над Селигером и попадает в зону ответственности другого соединения, но теперь его приняли за участника поисково-спасательной операции на месте произошедшей накануне в 40 км западнее города Торжок катастрофы самолёта ВВС. Когда военные поняли, что наблюдают нарушителя, он уже входил в зону Московского округа. Туда и на Центральный командный пункт ПВО доложили о вылетевшем без заявки советском легкомоторном самолёте — подобные воздушные объекты наблюдались достаточно часто. Оперативный дежурный ЦКП генерал-майор С. И. Мельников и исполняющий обязанности начальника Главного штаба ПВО генерал-лейтенант Е.Л. Тимохин понадеялись, что в Московском округе с ним разберутся сами и, не имея характеристик нарушителя, не стали докладывать Главнокомандующему ПВО маршалу А.И. Колдунов. На КП Московского округа не придали значения «простому нарушителю режима полётов».
В 18:30 Руст подлетел к Москве. Здесь погода была безветренной и малооблачной. Он предполагал приземлиться непосредственно в Кремле или на Красной площади, но это оказалось невозможно. Сделав несколько кругов, он засёк цикл работы светофора на Большом Москворецком мосту. Снизившись над улицей Большая Ордынка., его самолёт, едва не задевая крыши автомобилей, сел на мост и накатом доехал до Собора Василия Блаженного. В 19:10 Руст вышел из самолёта и стал раздавать автографы. Примерно через час его арестовали.
В том же 1987 года Руст был обвинён в хулиганстве (его посадка, по мнению суда, угрожала жизни находившихся на площади людей), нарушении авиационного законодательства и незаконном пересечении советской границы. Руст заявил на суде, что его полёт был «призывом к миру». Его приговорили к четырём годам лишения свободы, но уже через год он получил амнистию и вернулся в ФРГ.
В советских газетах его полёт был представлен как провал системы ПВО страны и президент СССР Михаил Горбачев использовал инцидент для сокращения вооружённых сил.
Одну из самых известных оценок последствий полёта Руста дал американский специалист по национальной безопасности Вильям Одом: «После пролёта Руста в советской армии были проведены радикальные изменения, сопоставимые с чисткой вооруженных сил, организованной Сталиным в 1937 году. Было заменено практически всё руководство Министерства обороны до командующих военными округами включительно.
В 2007 году Руст объяснил свои мотивы следующим образом:
«Тогда я был полон надежд. Я верил, что возможно всё. Мой полёт должен был создать воображаемый мост между Востоком и Западом».
Однако позже, в 2012 году он признал свой полёт безответственным, заявив:
«Мне тогда было 19. Мой пыл и мои политические убеждения подсказали мне, что приземление на Красной площади было единственным вариантом для меня… Сейчас я смотрю на произошедшее совершенно по-другому. Я точно не стал бы повторять это и назвал бы свои тогдашние планы нереализуемыми. Это был безответственный поступок».
После возвращения в Германию Руста лишили лицензии пилота.
В ноябре 1989 года Руст, проходивший альтернативную службу в больнице, ударил ножом медсестру за отказ пойти с ним на свидание. В 1991 году он был приговорён к 4 годам лишения свободы, но был освобождён спустя всего 15 месяцев. Торговал обувью, жертвуя деньги детскому дому, зарабатывал на жизнь игрой в покер, а также, по его словам в 2012 году, преподаванием йоги и банковской аналитикой. Мемуары Руста были опубликованы в 2012 году, к 25-летнему юбилею его знаменитого перелёта.
Самолётом Руста до 2008 года владел богатый японский бизнесмен. Он держал «Сессну» в ангаре, надеясь, что со временем её стоимость вырастет. В 2008 году самолёт был куплен Немецким техническим музеем, где в настоящее время выставляется в фойе.
Подробнее здесь