Каннский фестиваль: "Нелюбовь", похоже, возьмет главный приз

24 мая 2017, 10:28
Кинокритик Евгения Тирдатова передает с Каннского кинофестиваля

Евгения Тирдатова, кинокритик, Канн

Клаудии Кардинале очень хотелось курить. Но спокойно присесть с папироской ей никак не удавалось. В турецком павильоне, где ее приветствовал Ахмет Боясиоглу, председатель Ассоциации кинематографистов Анкары (на снимке), каждому хотелось с ней сфотографироваться. Хоть чуть-чуть приобщиться к славе бывшей суперзвезды итальянского кинематографа, которая является лицом 70-го Каннского, юбилейного кинофестиваля. (Напомним, что вокруг официального постера Канна-2017 еще до фестиваля разгорелся скандал: въедливые журналисты заметили, что на нем Кардинале выглядит худее, нежели на оригинальном снимке 1959 года). И хотя сегодня в Кардинале трудно узнать ту самую «Клаву», по которой когда-то сохли советские фанаты, она – легенда, история, великая классика, она – это фильмы Висконти, Феллини, Дзурлини, Михаила Калатозова…

На Каннском фестивале любят и чествуют ветеранов мирового кино: Клинт Иствуд провел так называемый «мастер-класс», на который попасть было сложнее, чем на прием к английской королеве. Почему «так называемый»? Потому что на него смогла прорваться только избранная пресса, а кинопрофессионалы, которым очень хотелось поучиться у великого мастера (включая, например, одного режиссера, чья картина отобрана в «Особый взгляд»), оказались за бортом. Так что этот мастер-класс скорее походил на пресс-конференцию.

Бывший плейбой, 83-летний Роман Полански решил устроить на юбилейном каннском фестивале всемирную премьеру своей картины «Основано на реальных событиях» - о загадочном эпизоде из жизни писательницы, пребывающей в депрессии. Когда его попытались пригласить на один из российских кинофестивалей, он грустно сказал: «Я и до Канна-то еле добрался».

Бывший калифонийский губернатор и по совместительству Терминатор по имени Арнольд Шварценеггер просто гуляет по набережной Круазетт, где оторвать кусок одежды на сувенир у знаменитости может практически, каждый.

Между тем, с каждым днем шансы нашего Андрея Звягинцева с его «Нелюбовью» на получение заветной Золотой пальмовой ветви не только не уменьшаются, но отчетливо растут. Уже показали свои фильмы сильные конкуренты, в первую очередь, Михаэль Ханеке. Получение Ханеке третьей Золотой пальмы могло бы стать единственным в истории Каннского фестиваля случаем и красивым, эффектным завершением юбилейного фестиваля. Увы, лучший европейский режиссер дал сбой. Мысль автора, которая всегда мощно бьется в фильмах Ханеке, на этот раз потерялась в невнятной истории, о смысле которой меньше всего хотелось бы думать, что он не больше того, что прочитывается на поверхности. Сытые буржуа и бедные эмигранты – в мире, настолько несправедливом, что герою великого Жана-Луи Тринтиньяна, на которого, честно говоря, только и хочется смотреть в картине, ничего не остается делать, кроме того, как мир этот покинуть. Не хочется загадывать, что «Счастливый конец» у Ханеке станет его «несчастливым началом».

Международная критика (в рейтинге фестивального издания «Скрин Интернейшнл», которое, в основном, не ошибается в своих оценках и прогнозах) не пощадила великого Ханеке, влепив ему 2, 2 балла, что унизительно мало, даже меньше, чем у пресловутой нестфликовской «Окчи». Российская же «Нелюбовь» со своими 3, 2 баллами в рейтинге уверенно лидирует, причем, разрыв с остальными продолжает увеличиваться.

Оба Каннских фестивальных фаворита - грек Йоргос Лантимос и француз Мишель Хазанавичус, вознесшиеся на Каннский Олимп с соответственно «Лобстером» и «Артистом», видимо, поторопились к юбилею. Хазанавичюс в «Грозном» про молодого Годара, притом, что сама его попытка восстановить атмосферу 60-х революционных была достаточно успешной, застрял между жанрами, хотя претендовал на комедию. Ну, а Лантимос не дотянул до масштабов греческой трагедии, на что явно претендовал.

Фильм японки Наоми Кавасэ «Сияние» про добрых людей, помогающих бедным слепым адаптироваться к окружающему миру, мог бы рассчитывать, наверное, даже на Золотую пальму, учитывая сентиментальность и чувствительность председателя жюри Педро Альмодовара, если бы не перегнул палку по части слезливости. Впрочем, как и все фильмы Кавасэ, он великолепно снят, реально претендуя на приз за изобразительное решение.

Каннский фестиваль близится к завершению. Но главная интрига впереди. Уже понятно, что самым реальным конкурентом Звягинцеву будет Сергей Лозница, поскольку, практически, все международные ресурсы исчерпаны.

Каннский фестиваль продолжает лихорадить. Охрана, и так всегда достаточно здесь свирепая, в этом году особенно яростно и подробно интересуется содержанием каждой дамской сумочки, включая прокладки и губную помаду. Каждый день приносит сюрпризы. Еще жив в памяти скандал с остановкой показа «Окчи» «Нетфликса», как одна за другой начали возникать нервные ситуации в связи с угрозой теракта перед входом в залы «Дебюсси» и «Люмьер». Тревоги, к счастью, оказывались ложными, и в результате страдали лишь чьи-то безвинные, забытые пакеты, которые ликвидировали в отсутствие хозяев.

Бурная деятельность кипит и в Российском павильоне (которая продолжается на русских вечеринках). Он уже давно стал местом притяжения для кинопрофессионалов из разных стран, интересующихся нашим кино. Здесь каждый день проходят пресс-конференции, шоу-кейсы, презентации.

Евгений Герасимов, председатель Комиссии по культуре и массовым коммуникациям Московской гордумы и Владимир Филиппов, заместитель руководителя Департамента культуры Москвы, презентовали Московскую Кинокомиссию, вызвав острый интерес среди иностранных продюсеров, желающих снимать в Москве поудобнее и подешевле.

Александр Мамут устроил прием по случаю приобретения им самой большой российской киносети.

#Сергей Таранов #Кино #Новости #Культура
Подпишитесь