«Считаю целесообразным московским властям отозвать федеральный закон, чтобы успокоить общество, которое начинает бурлить, люди собираются на митинги», - сказал Иванов.
Он добавил, что конструктивный диалог в обществе может состояться только в условиях, когда все стороны к нему готовы. Рекомендуется в целях урегулирования социального конфликта провести общественное и экспертное обсуждение законопроекта в целях его тщательной доработки.
«Следует отложить рассмотрение проекта на осень или на более поздний срок. Возможно, следует рассматривать законопроект после выборов президента. А в это время пока провести общественные слушания, экспертное обсуждение законопроекта в целях его тщательной доработки», - заключил Иванов.
Строительство новых домов неизбежно вызовет разрушение комфортного ареала. Соответственно, московским властям нужно будет готовиться к акциям «рассерженных горожан» против сноса детских площадок, скверов, гаражей и т. д. Даже если каждая такая акция будет мирной и принесет желаемый результат, то активистов, защитивших свой дом или дерево во дворе, недобросовестным политиканам легко привлечь и к другим акциям уже не оправданного и локального, а антиправительственного характера. Общеизвестно, что ленинградские митинги 1987 года против сноса гостиницы «Англетер» и еще нескольких исторических зданий в центре Ленинграда привели к формирования неформальных политических молодежных движений, которые сыграли важную роль в распаде Советского Союза. Сейчас в Петербурге пытаются повторить былой успех, привлекая граждан на митинги в защиту реально или мнимо разрушаемых зданий, но говорят на них вовсе не о возможных договоренностях с властями о поддержке тех или иных проектов, а о необходимости смены власти. Достаточно вспомнить в этой связи скандал вокруг пресловутого «дома Мефистофеля» или акции в «защиту» Исаакиевского собора. Канализировать гнев горожан, защищающих «свое» и направить его в нужное нечестным политикам русло — технология, отработанная во многих странах мира.
Достаточно вспомнить тот факт, что в течение нескольких лет до украинского майдана, неведомые активисты постоянно привлекали жителей Киева к выступлениям против застройки придомовых территорий. В том числе и протестам достаточно радикальным — с ломанием заборов и строительной техники, избиением рабочих. Нужно ли говорить, что в определенный момент сформировавшиеся в ходе таких действий группы активистов оказались на Майдане с булыжниками в руках.
Высшие должностные лица страны, включая президента России Владимира Путина, не устают повторять, что в результате реновации никто не пострадает, а все конфликтные ситуации будут улажены мирным и удобным для горожан путем. Однако не поясняют, как это произойдет на практике. Заявления об опросах москвичей, учете каждого мнения и желании разрешить любую ситуацию на пользу граждан звучат оптимистично, но формально. А в случае такого масштабного проекта как реновация хрущевок формальные подходы не просто неуместны, а могут привести к последствиям катастрофического характера.
Поэтому информировать граждан не только о возможных плюсах реновации, но и обо всех возможных минусах и неудобствах, с которыми им предстоит столкнуться в ближайшие годы. Для этого необходимо провести конфликтологические экспертизы не только общего характера, но и буквально каждого квартала и дома. Сделав четкие выводы о том, что и где может произойти, нужно предоставить горожанам возможность договориться не только с властями, но и друг с другом. То есть создать площадки для медиации, в ходе которой удастся выработать наиболее приемлемые и безболезненные для всех участников грядущей реновации решения. Это большая и кропотливая работа, но, как говорится, лучше договориться обо всем на берегу, чем потом расхлебывать последствия необдуманных и радикальных решений, считает Иванов.