Надежда Попова - специально для "Новых Известий"
Официальная позиция судостроителей и атомщиков выражена в заявлении пресс-службы Балтийского завода:
Все работы по строительству плавучего энергоблока, осуществляемые на Балтийском заводе, организованы в соответствии с федеральными нормами и правилами в области ядерной и радиационной безопасности и при строжайшем соблюдении всех необходимых мер безопасности под контролем надзорных органов федеральной власти (Ростехнадзор, Генеральная прокуратура, ФСБ РФ). «Балтийский завод-Судостроение» обладает всеми необходимыми компетенциями, разрешениями и лицензиями, подтверждающими готовность к осуществлению деятельности в сфере атомного судостроения.
Однако мнения независимых специалистов далеки от безоговорочного оптимизма и уверенности в том, что никаких атомных ЧП в центре Петербурга нет и быть не может.
- В ядерные реакторы загрузят почти 2 тонны бомбовых материалов. Об этом почему-то не знает мировая общественность, в частности, даже природоохранные министры скандинавских стран, - говорит доктор технических наук, профессор, один из самых авторитетных российских ученых-ядерщиков Игорь Острецов.- Далее. Плавучая АЭС никоим образом не застрахована от повторения серьезной аварии, вызванной «человеческим фактором».
Такая авария, напомним, случилась в августе 1985 года в бухте Чажма у поселка Шкотово-22 (Приморский край). Из-за нарушения технологии и требований техники безопасности при перезарядке активных зон ядерного реактора на атомной подводной лодке «К-431» произошла неуправляемая цепная реакция с жертвами. Во время взрыва погибли 11 подводников. От людей практически ничего не осталось! Они мгновенно превратились в пепел. Всего пострадали 290 человек. В центре взрыва уровень радиации, определенный позже по найденному золотому обручальному кольцу одного из сгоревших офицеров, составлял 90000 рентген в час.
Кроме того, на плавучей атомной станции "Академик Ломоносов" находятся 8 активных зон, в которых располагаются ядерные материалы. Из рекламного буклета, подготовленного в государственной корпорации "Росатом", следует: "Плавучая станция"Академик Ломоносов" обладает пятью барьерами радиационной защиты, способна выдержать землетрясение силой 7–8 баллов по шкале Рихтера, а также падение самолета типа ЯК-40.
Миль пардон, а если это будет Boeing -737 или Airbus - 320?
- Всего этого недостаточно, чтобы считать плавучие атомные станции надежными и безопасными, - продолжает наш разговор профессор Острецов. - В качестве топлива на плавучей АЭС используется оружейный уран. Ряд важнейших параметров реакторов КЛТ-40С, предлагаемых для плавучей АЭС, сильно изменен по сравнению с прототипом – ледокольным реактором на ледоколах «Вайгач» и «Диксон». В частности, увеличена и активная зона ядерного реактора. Считаю, что российский проект плавучей атомной станции - это своего рода «мина» замедленного действия.
Мнение доктора технических наук, профессора Владимира Кузнецова:
-Наиболее вопиющие изъяны в проекте плавучей атомной станции - это отсутствие надежного обеспечения аварийной остановки реактора в ручном режиме при полном обесточивании АЭС. Далее -невозможность внутреннего и внешнего осмотра корпуса реактора на предмет контроля прочностных свойств металла, отсутствие расчетов анализов «запроектных» аварий, связанных, к примеру, с разрушением того же корпуса реактора, расплавлением его активной зоны или с ошибками персонала. К слову, вся история отечественного атомного флота является еще и историей замалчивания аварий. И, в первую очередь тех, которые были вызваны недостаточной подготовленностью экипажей.
А перенесение этих «традиций» в атомную энергетику может обойтись очень дорого!
Мнение генерального директора ООО "Декомиссия", физика-ядерщика, независимого эксперта Олега Бодрова (город атомщиков - Сосновый Бор, Ленинградская область):
– Весь долгий опыт испытаний ядерных корабельных установок говорит о том, что непредвиденные ситуации могут быть! К примеру, 1972 году были проведены испытания корабельной ядерной энергетической установки в Научно-исследовательском технологическом институте в городе Сосновый Бор, в 40 км от Санкт-Петербурга. Во время испытаний сгорела активная зона. И была нарушена герметичность ядерного реактора. А когда был проведен анализ причин аварии, выяснилось, что в это время проявились некоторые факторы, которые невозможно было предугадать перед началом испытаний. Ученые и проектировщики просто не смогли этого предвидеть.
Далее. В 1979 году во время испытаний ядерной корабельной установки в том же институте произошел сильный взрыв. Погибли 2 человека. Оба этих случая долгое время имели гриф "Совершенно секретно". К сожалению, для первой российской плавучей атомной станции еще не разработаны законодательные нормы, которые прописывали бы процедуры проведения таких испытаний. Во всяком случае, загружать ядерное топливо нужно не в центре пятимиллионного Петербурга. Это яснее ясного.
Между прочим, Санкт-Петербургский горный университет находится всего в 500 метрах от места стоянки плавучей АЭС "Академик Ломоносов", это 21 линия Васильевского острова, дом № 2.
Независимый эксперт в области ядерной энергетики Алексей Щукин( более 30 лет отработал на атомных ледоколах страны):
– Вероятность аварии на ядерных объектах существует всегда... Ядерная установка на плавучей АЭС была разработана в 60-е годы. И с тех пор она претерпела некие изменения. Впервые эту ядерную установку поставили на атомный ледокол "Ленин", позже - на другие атомоходы. П потом ее несколько модернизировали. В таком, модернизированном виде она и установлена на плавучей АЭС "Академик Ломоносов" ( важно - испытаний модернизированной установки не было - примечание редакции).
Авария может произойти по техническим причинам. Главная из них – течь первого контура. Они бывает двух типов: на отсекаемых участках – и тогда это еще поправимо. Такой участок можно просто отсечь... А вот если радиоактивная вода первого контура потекла в трубопроводы, которые отсечь невозможно, тогда она может распространиться по всей территории объекта. А если течь большая, то насосы могут просто не справиться. Тогда может наступить осушение активной зоны.
Справка
Плавучая атомная тепловая электростанция «Академик Ломоносов» проекта 20870 - это несамоходная баржа длиной 144 м, шириной 30 м и высотой с десятиэтажный дом. Водоизмещение 24 тыс. тонн. Имеет два реактора. Ядерное горючее - уран-235.