Московский законопроект «о реновации», который поддержан правительством Медведева и на прошлой неделе утверждён Думой в первом чтении — по сути дела, приостанавливает действие Конституции РФ на территории российских городов, по усмотрению муниципалитетов. Отдельным пунктом имущественные споры по объектам недвижимости выводятся из-под юрисдикции любых российских судов.
Наглость, хамство и цинизм столичных властей в этой истории беспредельны, но нельзя назвать их беспрецедентными. Прецедент создала та самая «ночь длинных ковшей», когда торговые павильоны сносились в нарушение и действующих договоров аренды, и судебных решений, вступивших в законную силу.
Тот погром был для собянинцев пробным шаром. Эксперимент прошёл для них донельзя удачно. Москвичи, финансовые интересы которых не были напрямую затронуты, не только дружно отмолчались по поводу правовых аспектов погрома, но некоторые даже согласились, что без сносимых построек отдельные уголки столицы будут выглядеть более лучше.
И неважно, какая часть городской экономики при этом уничтожена, сколько москвичей осталось без работы, сколько сложившихся логистических цепочек разрушено. Мнение тех горожан, которые по итогам «благоустройства» лишились торговых и сервисных точек в шаговой доступности, тоже никого не заинтересовало.
После такого успеха нынешнее наступление городских властей на права собственников жилья — совершенно закономерное и логичное продолжение банкета. Они убедились, что с горожанами незачем считаться de facto, а теперь хотят оформить это своё неограниченное право на произвол ещё и de jure. Самая важная часть законопроекта — это право местных властей на игнорирование мнения законных собственников жилья. И в вопросе сноса этого жилья, и в вопросе о компенсации.
Цели столичных властей ясны, средства — тоже. «Наверху» проект согласован и одобрен, судя по скорости, с которой правительство его одобрило, а Дума приняла. Единственный открытый вопрос — реакция самих горожан, чьи права собственности «реновация» призвана отменить.
Судя по вчерашней утечке из мэрии, этот вопрос живо заботит муниципалов. Вот какую установку по этому поводу дала Анастасия Ракова: «Главное, чтобы когда будут 10 мая будут опубликованы списки сносимых домов, не было скандала. Весь негатив подожжён оппозицией, он выдуман. К концу июля тему реновации надо погасить, должна остаться только тема, кто куда переезжает».
Очевидно, несмотря на все уже проведённые согласования на самом верху, успех «окончательного решения квартирного вопроса» зависит всё же от реакции москвичей. Явно муниципалы обещали начальству, что всё пройдёт тихо, и горожане послушно, тихо, без шума и пыли, проглотят и свой новый статус мнимых собственников жилья, и своё выселение без права обжалования.
Хочется верить, что в мэрии ошибаются, и на этот раз москвичи постоят за своё жильё. Хотя, конечно же, прецедент с длинными ковшами заставляет лишний раз вспомнить формулу Нимёллера.
Оригинал здесь
А формула Нимёллера формулируется так:
Когда они пришли за социалистами, я молчал — я не был социалистом.
Когда они пришли за профсоюзными активистами, я молчал — я не был членом профсоюза.
Когда они пришли за евреями, я молчал — я не был евреем.
Когда они пришли за мной — уже некому было заступиться за меня.