Артур Парфенчиков: "Всегда выступаю за то, чтобы договариваться"

24 апреля 2017, 15:02
Экс-глава Федеральной службы судебных приставов Артур Парфенчиков уже два месяца исполняет обязанности Главы республики Карелия.О социально-экономической и политической обстановке в Карелии и о том, какие задачи стоят перед республикой Парфенчиков рассказал в интервью «Новым Известиям».

В рейтинге влияния глав регионов России за март этого года, составленном Агентством политических и экономических коммуникаций, Артур Парфенчиков заняли 45-ю строчку, буквально «взлетев» на четыре позиции вверх и попав в группу с сильным влиянием. Наблюдатели связывают это с решением ряда неотложных проблем республики.

- Артур Олегович, переселение граждан из ветхого и аварийного жилья – одна из самых болезненных тем в республике. И что, всего за пару месяцев удалось снять напряжение?

- Конечно, говорить о том, что сотни семей уже переезжают в новые дома, рано. Но мы совместно с бизнес-сообществом придумали базовую схему для решения проблемы. Коротко говоря, это - деревянное домостроение.

Чего-чего, а качественной древесины в Карелии - сколько угодно. Есть и современные предприятия по производству клеёного бруса по финской технологии. Из него строят прекрасные, теплые, удобные дома! Почему же переселенцам из ветхого жилья надо обязательно предлагать "бетон и кирпич"? Кстати, первый опыт по переселению в брусовые дома есть в Костроме.

Сегодня мы уже ищем земельные участки под новое строительство. Это непростая проблема. У нас очень мало земли на самом деле, нужно расширять границы поселений. Поэтому первые 30 участков, возможно, появятся не в Петрозаводске, а где-то поблизости.Будем добиваться, чтобы такая форма строительства получила поддержку в рамках федеральной программы.

Безусловно, никто не мешает нам в рамках республиканских программ выделять на это средства. Но сейчас требуется изучить экономику вопроса, запустить процесс в тестовом режиме. Когда мы говорим о строительстве жилья под расселение из аварийного фонда, то существуют чёткие нормы по площади, по стоимости квадратного метра. Лимиты фонда ЖКХ жесткие.

- А как сами люди отнеслись к вашей идее переселения в "частный сектор"? Многие, наверное, опасаются, что жизнь в новых домах будет дороже...

- Давайте уточним: речь не идет о том, чтобы заставить кого-либо переезжать в "частный сектор". Равно как и о том, чтобы люди принудительно брали ипотеку, пусть даже и на весьма выгодных условиях. Сначала надо найти земельные участки, И, оценив реакцию граждан, их желание жить в новых местах, будем смотреть, есть ли смысл развивать это направление. А что касается ипотеки, то нам обещают достаточно выгодную программу, например, от АФК «Система», которая активно работает в Карелии.

- Будет ли расселение означать ликвидацию маленьких поселков (а их много в республике) или на их месте будет строиться что-то новое?

- И тут тоже решать все одним махом не получится. Есть посёлки, где нужно строить, а есть такие, где никаких перспектив и осталось несколько семей. Опять-таки, желание людей, конечно, должно учитываться. Многие, кстати, совсем не прочь переехать поближе к "благам цивилизации" в более крупные поселения. Особенно это касается пенсионеров, которым нужна медицинская помощь.

К тому же у каждого посёлка своя история. Некоторые из них привязывались исключительно к лесоразработкам и не имеют исторических корней. А есть, конечно, посёлки, где люди живут испокон веков, им есть куда приложить свои силы.

- А сколько в республике насчитывается ветхого жилья?

- Создана соответствующая комиссия, которой предстоит провести максимально жёсткий анализ ситуации и, самое главное, определить жильё, которое является аварийным. Мы должны его таковым признать юридически и разобраться, что у нас происходит в действительности. По последним данным нам осталось расселить 62,43 тыс. кв. м. Но эта цифра может возрасти.

Поездки по районам, общение с населением, показывает, что есть ситуации, когда несколько запаздываем в принятии юридических решений. Решающая роль здесь - у органов местного самоуправления. Я понимаю их страх перед соответствующими процедурами, но нам эти решения все равно придется принимать. От того, что кто-то боится брать ответственность, жильё лучше не станет.

- Вы решили проблему с так называемыми «сунскими партизанами», которые жили в лесу, были против стройки...

- Была отменена лицензия на спорный участок. Мы поговорили со всеми участниками этого конфликта. В первую очередь, с предпринимателем. Я благодарен ему за то, что он правильно оценил ситуацию и принял решение добровольно отказаться от этой лицензии. Это мудрое человеческое решение.

- Вам не кажется, что это, как говорится, палка о двух концах? С одной стороны, вы заработали авторитете у местного населения, но, с другой, бизнес-сообщество может сказать: «Ничего себе, пришёл человек, люди вложились, а он тут все отменил».

- Мы взаимовыгодно этот вопрос урегулировали. Поверьте, никто обиженным не остался. И бизнес-сообщество это знает и понимает.

- Какие очаги напряжения ещё остались в Карелии?

- У нас ещё есть Чёрные камни. По этому вопросу тоже есть судебное решение, но мы, в рамках правового поля, разумеется, способствуем диалогу между сторонами и надеемся, что это всё будет решено в рамках соответствующего мирного консенсуса. Я всегда выступаю за то, чтобы договариваться, несмотря на мое прошлое судебного пристава.

- Вы активно ведете аккаунты в социальных сетях. Это дает что-то в плане получения обратной связи от населения?

- Думаю, тут сказывается мой опыт федерального чиновника и понимание того, что только в таком открытом режиме сегодня можно строить работу. Мы очень много работали в федеральной службе по направлению открытого правительства, по увеличению доступности нашей службы. Полагаю, что очень многое сделали, это отмечали и граждане. Сейчас приходится убеждать подчиненных личным примером, пока без этого не обойтись. В помощь сомневающимся пришла новый глава администрации - Татьяна Павловна Игнатьева, которая у меня в службе занималась аналогичными вопросами.

Есть очень чёткая сегментация, работа с социальными сетями. В первую очередь - это отделение спама. Второе – максимально быстрая консультация тех людей, которым нужно просто ответить на вопрос, например, куда подать такое-то заявление, или как мне признать дом аварийным, здесь не нужно каких-то глобальных бюрократических вопросов. Третье – это решение каких-то обращений уже юридически значимых, где можно за один-два дня решить вопрос без регистрации, без бюрократии. И здесь есть масса примеров. Надо ребёнка в школу устроить, надо какие-то вопросы решить с лекарствами, тут же министр здравоохранения позвонит. Человек обратился и вдруг ему министр звонит. «У вас какие вопросы? -Такие-то – Ну вам надо прийти туда-то». То есть быстро отрегулировали ситуацию – всё, человек доволен. Зачем ему нужен письменный ответ какой-то серьёзный?

Есть, конечно, вопросы, которые требуют очень глубокой серьёзной проработки и официальная регистрация, поиск решения. В таком случае нужен юридически значимый ответ за подписью главы. Это - самое сложное направление и оно безусловно сохраняется. Поэтому человека просят, если нужно, дооформить заявление. Оно распечатывается, регистрируется, идёт как официальное обращение.

- Много ли у вас единомышленников по вопросу открытости власти?

- Команда единомышленников сейчас формируется, и, я думаю, что здоровых сил у нас больше. Даже на примере комитета по имущественным отношениям это заметно. Когда я пришёл, людям было не достучаться. Человек не мог участок зарегистрировать, жильё построить за свои деньги...

В данный комитет я привёл своего бывшего подчинённого из Карелии. Он себя хорошо показал как руководитель крупного регионального подразделения. И началась совсем другая работа. Они за месяц с небольшим разобрали заявления, которые накопились, определили эффективный формат работы. Но всё равно дозвониться пока тяжеловато, потому что очень много людей звонит, но сейчас есть единые дни приёма, идет обзвон всех граждан, которые подали заявление. То есть система меняется.

- В Москве заметен некий перегиб в этом интернет-общении власти. Вроде как объявлено, что всё очень просто: написал письмо электронное, тебе ответили, но по факту это получается в никуда. Вы планируете, несмотря на модернизацию, всё-таки сохранить день открытых дверей или телефоны, по которым реальный человек может позвонить и попытаться хотя бы решить свою проблему?

- Сошлюсь на свой федеральный опыт. Это можно решить только в совокупности. Никакие электронные технологии не должны монополизировать общение с населением. Мы обязаны развивать и личный контакт, и работу с письменными обращениями, с телефонными звонками. Перед нами стоит задача обновления сайта правительства, мы должны сделать его максимально информативным, чтобы люди могли очень многие вопросы решать в системе онлайн. Например, возвращаясь к личному кабинету, в перспективе не надо будет обзванивать людей, потому что там будет создана система личного кабинета на сайте. То есть человек, подав заявление, может зарегистрироваться и отслеживать как движется его заявление.

Но, как бы мы ни развивались, мы всё равно обречены сохранять формы личного общения. Этого я придерживался в федеральной службе, это я сейчас собираюсь делать и в правительстве Карелии. Во-первых, мы создаем систему единых дней приёма граждан. Мы знаем, что есть день единого приёма в декабре, который определён указом президента, но практика показывает, что одного такого дня не хватает. Поэтому мы объявляем, республиканский единый день приёма граждан - 22 апреля. Я по своему опыту знаю, как важно не только обеспечить приём граждан, но и реальную отработку всех обращений и заявлений, которые поступили в ходе личного приёма. Но обращения граждан — это очень серьёзный индикатор. Не зря президент сейчас подписал указ, который создаёт систему аналитики этих обращений. Мы работаем над тем, чтобы обеспечить соответствующее взаимодействие с Администрацией Президента, с общественными организациями, которые будут заниматься соответствующим мониторингом.

Самый эффективный формат, конечно, это встреча с населением в городах и посёлках. Мы этот формат будем активно использовать. Недавно такая встреча прошла в Питкяранте, на моей малой родине. Собрался полный дом культуры - человек 500. Очень интересно поговорили и это живое общение снимает некое напряжение.

Кроме того, будем вычленять референтные группы, которые связаны с большим количеством жалоб по одному какому-то направлению. Надо выявлять точки, решение которых сразу снимает несколько сот обращений граждан.

- В ходе недавнего визита в Карелию замминистра обороны РФ Тимура Иванова вы вместе посетили строительную площадку будущего Президентского кадетского училища. Оказывается, в «Петрозаводское президентское кадетское училище» уже идет набор. Расскажите подробнее, как идет строительство, какие цели у будущего учебного заведения, кто может претендовать на обучение в училище?

- Строительство училища осуществляется Министерством обороны за счет средств федерального бюджета. По состоянию на середину апреля, строительно-монтажные работы выполнены на 13,5%. Зафиксировано отставание от графика более чем на 40 дней. Его планируется устранить путем введения трехсменного режима работы. Заместитель министра обороны уже распорядился на этот счет. Что касается участия Республики Карелия, то министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики оказывается консультационная помощь в решении вопроса технологического присоединения к сетям водоснабжения. На днях министр провел рабочее совещание с АО «ПКС-Водоканал» по вопросу заключения договора технологического присоединения. В целом могу сказать, что срок ввода первой очереди строительства в эксплуатацию – сентябрь 2017 года, второй очереди – сентябрь 2018 года.

- Еще один положительный момент: компания S7 открыла регулярное сообщение по маршруту «Москва – Петрозаводск»...

- Действительно авиасообщение по маршруту Петрозаводск – Москва началось 4 апреля 2017. И мы рады, что удалось привлечь к полетам в Петрозаводск столь крупную авиакомпанию. При этом пассажиры могут приобрести авиабилеты на стыковочные рейсы по южным направлениям (Симферополь, Сочи, Анапа) с пересадкой в Домодедово без смены терминала. Это делает доступней курорты для жителей нашей северной республики.

- Какая из задач вам представляется наиболее сложной - решение финансовых проблем, взаимодействие с окружением или несовершенство законодательства?

- Законы, конечно, не идеальны. Поэтому, во-первых, мы составили пилотный план нормативной деятельности на региональном уровне. Готовится целый пакет предложений в Законодательное собрание, чтобы помочь оптимизации нашей экономики. Самый простой пример, касающийся малого и среднего бизнеса - это вопросы нулевой ставки, налога на транспортные средства, нестационарной торговли. То есть мы должны дать возможность в рамках закона выходить напрямую нашим фермерам, нашим ремесленникам, которые делают предметы интересные для туристов.

Конечно, вопросы бюджета, и тарифов сегодня основные. Это такие макроэкономические вещи. Бюджет не сбалансирован, он сложный, даже архисложный. И, понятно, что это мешает повышению инвестиционной привлекательности республики. Многие бизнесмены, анализируя какие-то перспективы прихода в республику, смотрят на макроэкономические показатели - тарифы, сбалансированность бюджета, возможность получить субвенции. Поэтому бюджетом надо заниматься, и мы сейчас определили первичную дорожную карту. Например, мое последнее поручение касалось серьёзной проработки повышения налогообложения в системе нерудной промышленности. Здесь бюджет очевидно недополучает определённые средства.

Существует также целый ряд позиций, в том числе по доходам от республиканского муниципального имущества, где у нас элементарно нет порядка. Мы запаздываем с активной работой с нашими арендаторами. Некоторые вопросы требуют обращения в суд, некоторые требуют разрыва арендных отношений или просто усиления ответственности в системе договоров. Республика недополучает денег. Это не какие-то там миллиарды, но это - десятки миллионов и мы сейчас уже за первый квартал что-то подтянули, а по итогам года мы планируем дополнительно получить достаточно серьёзные суммы.

То же касается и расходов, мы пошли на их сокращение, а сэкономленные деньги планируем отправить на повышение инвестиционной привлекательности нашей республики, на совместные проекты по малому и среднему бизнесу.

Наверное, самая сложная задача – подыскать максимально компетентных сотрудников. Идеальная ситуация – это когда можно опереться на тех, кто уже имеет соответствующий опыт, но я так полагаю, что далеко не все готовы к новому формату работы и к тем требованиям, которые предъявляет руководитель. Заметно, что ряд людей отходит в сторону, потому что неспособны работать в таком жёстком графике и в системе прозрачной, очень персонифицированной ответственности за каждую точку, за каждый формат поручения, за каждое предложение.

- Где будете искать замену?

- В Карелии много интересных и грамотных людей. Конечно, кого-то мы приглашаем со стороны, как, например, нового премьер-министра, но, в основном, конечно, будем искать в республике. Уверен, что найдем...

Материалы по теме
#Интервью #Карелия
Подпишитесь