Понятие "зона" многозначно. Но что бы ни имелось в виду, будь то зона отчуждения вокруг атомной станции, зона антитеррористической операции или зона как лагерь для осужденных преступников, суть всегда одна и та же: на определенной территории обычные законы НЕ действуют. Внутри любой зоны - СВОИ порядки, которые всегда приводят к отмене, либо ущемлению гражданских прав.
В закон о реновации московские власти вставили понятие "зоны реновации" отнюдь не по Фрейду. Здесь они абсолютно честны перед обществом.
Да, вся столица будет поделена на зоны. Да, статьи Конституции по защите прав собственников в этих зонах не действуют.
Да, Гражданский, Жилищный, Земельный кодексы, Генплан Москвы (он тоже - закон) и еще сотня других законов в зонах реновации отменяются.
А чтобы не было соблазна оспаривать действия властей и застройщиков, судебная защита сводится на нет.
При этом закон, уже принятый Госдумой в первом чтении, написан в самом жестком из всех возможных вариантов. Никаких выкупов по рыночной стоимости! Никаких переселений в квартиры из вторичного рынка! Взамен собственности граждане получают бумажку - обещание чиновника дать в неопределенном будущем что-нибудь "равнозначное" по метражу жилой площади. И других обязательств Москва на себя не берет.
Что же до собственников нежилых помещений (то бишь - бизнеса), то их просто придавили как мышиное семейство гусеницами многотонного экскаватора: им вообще ничего конкретного не положено. НИ-ЧЕ-ГО! Вся эта бизнесовая мелюзга - парикмахерские, кафе, магазины, ремонты обуви или телефонов - столичному стройкомплексу омерзительны и противны. Они, глупенькие, посмели стать владельцами помещений, а мы их сделаем вечными рабами-арендаторами.
Нет, конечно, москвичам оставили право никуда не переселяться и в случае коллективного решения собственников можно отстоять свой дом. Однако месть будет страшной. Примерно такой же, как для чересчур гордых зэков, которые в общении с начальством через слово вспоминают Конституцию и УПК РФ.
Несложно представить ситуацию, когда ваша пятиэтажка останется нетронутой, а все вокруг пойдут под снос. Вы просто окажетесь на три года (это как минимум) в окружении трех или четырех строительных площадок. Вместо скверов - заборы. Полувековые деревья вырубят, поскольку планировка новых кварталов радикально отличается от старых. Ваш дом окружат канавами для прокладки новых коммуникаций. Под окнами будут каждый день шуметь и смердеть сваизабивочные машины, экскаваторы, бетономешалки, панелевозы, самосвалы... А в итоге, когда строительный ад закончится, получите вместо бывших пятиэтажек 30-этажные башни и "дома - титаники".
Это - гарантированное и циничное разрушение среды, в которой люди жили десятилетиями. Ваш нетронутый сносом дом превратится в лагерный карцер для несогласных.
И ведь все - по закону!
И ведь все - по старику Марксу, который писал, что нет таких преступлений, на которые не пойдет капиталист ради 200 процентов прибыли.
В России 21 века строительные капиталисты усилились многократно прочными, не-разлей-вода связками с чиновниками (часики бывшего главы московского стройкомплекса за миллион евро - символ этого нерушимого союза).
Но дурной пример - заразителен. Потому московский опыт "зонирования" и "реновации", благодаря федеральному закону, легко воспроизводится в любом другом городе России. У нас вся страна состоит из "морально устаревших" строений. Достаточно объявить исторические центры Тулы, Рязани или Ростова "зонами реновации" - и можно строить что алчной душе угодно.
После окончательного принятия закона о "реновации" Россия скатится в смысле защиты прав граждан ниже коммунистического Китая. Посмотрите на обошедшее весь мир фото. Дом посреди автобана. Его владелец годами сопротивлялся строительной мафии. Дом в итоге снесли. Но человек добился компенсации.
В Москве таких собственников даже и спрашивать не собираются - какую компенсацию за снос тебе надо?
И какой суд может решить гражданский спор владельца со строительной компанией? Да никакой!
А вот это - уже наша история пятилетней давности. Деревянный дом семьи Сидякиных мешал строительству развязки на Варшавском шоссе, 174. Бывший мэр Лужков предлагал взамен дома с участком 15 соток однокомнатную квартиру. Сидякины отказались. Пришел новый мэр - Сергей Собянин. И конфликт уладился: семья получила две квартиры на Ленинградском проспекте.
И вот что заявил тогда Сергей Семенович Собянин:
"Проще заплатить по закону, чем терять бюджетные деньги на замороженных стройках и оставаться с нерешенными проблемами".
Скоро Сергею Семеновичу платить несогласным ничего не понадобится. Ни копейки! И даже вступать в переговоры не нужно.
Чувствуете разницу? Вот и я тоже...
Ведь зона - она и в Москве зона.
Зона беззакония...
КСТАТИ
Юристы подсчитали, что по числу отобранных гражданских прав закон о "реновации" сопоставим только с законами военного времени.
Один из таких законов (Приказ Ставки Верховного Главнокомандования №0428) подписал Сталин 17 ноября 1941 года:
"...Приказываю:
1. Разрушать и сжигать дотла все населенные пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40-60 км в глубину от переднего края и на 20-30 км вправо и влево от дорог. Для уничтожения населенных пунктов в указанном радиусе немедленно бросить авиацию, широко использовать артиллерийский и минометный огонь, команды разведчиков, лыжников и подготовленные диверсионные группы..." (цитата из книги Марка Солонина "Не дай промыть себе мозги")
Известная героиня войны Зоя Космодемьянская как раз и была поймана мирными жителями Подмосковья и сдана фашистам за то, что исполняла приказ Сталина по уничтожению жилого фонда граждан в условиях лютой зимы.
Сравнение с нынешней "реновацией" людоедского приказа Сталина, конечно, условно. Но стоит отметить, что обе юридические новации прецедентов в практике цивилизованных стран не имеют.
Характерно, что в умах "реноваторов" падение прибыли стройкомплекса Москвы и затоваривание рынка (особенно в Новой Москве, куда москвичи ехать не хотят) вызывает ту же реакцию, что угроза захвата столицы фашистами.