Егор Дорошенко
Законопроект подготовлен аппаратом Правительства Москвы в виде изменений Закона РФ «О статусе столицы Российской Федерации». Это крайне удивительное юридико-техническое решение объясняется просто: те правила, по которым планируется переселять жителей Москвы в связи с «реновацией» кварталов, почти каждым своим словом противоречат, нет, вопиюще противоречат огромному вороху правил, кодексов и других федеральных законов. Видимо, принятие этих норм под соусом «статуса столицы» показалось авторам инициативы удачным способом эти противоречия сгладить.
Для юридической экспертизы законопроектов в Госдуме существует Правовое управление. Заключение Правового управления по законопроекту не просто отрицательное, оно разгромное. Это шестнадцать пунктов замечаний, которые приводят к очевидному выводу: содержание проекта носит неправовой, неконституционный, незаконный характер. Впрочем, вот эти замечания в сухом «отжиме»:
Предмет регулирования не имеет ничего общего с Законом РФ «О статусе столицы РФ». Отсутствует определение понятия «реновация жилищного фонда». Законопроект в титуле заявляет некие особенности реновации жилищного фонда, однако нельзя предусмотреть особенности того, что не существует. Впрочем, авторы проекта и не пытаются этого сделать – они лишь предусматривают отсылку к будущим правовым актам города Москвы. Проект противоречит ГК в части основания прекращения права собственности. Проект противоречит статье 76 Конституции РФ, т.к. наделяет правовые акты субъекта РФ большей юридической силой, чем федеральные законы. Проект противоречит ГПК в части регулирования немедленного исполнения судебного решения. Проект превращает понятие «статус столицы» в неограниченное ничем право Москвы нарушать федеральное законодательство. Проект противоречит Градостроительному кодексу в части подготовки документации по планировке территории. Проект фактически отменяет всю ранее утвержденную документацию по планировке территории. Проект противоречит основам земельного, градостроительного и гражданского законодательства в части осуществления строительства и проектирования без образования соответствующего земельного участка. Проект предусматривает возможность государственной регистрации прав на любые сооружения без предоставления правоустанавливающих документов на земельный участок, что нарушает принцип работы единого реестра недвижимости. Предусмотренный проектом статус фонда содействия реновации жилищного фонда в городе Москве не определен и не имеет ничего общего с понятием фонда. Положения о выселении граждан из жилья не относятся к предмету регулирования закона, авторы относят к категории «обеспечения жилищных прав граждан». Проект в части использования уплаченных взносов на капитальный ремонт на нужды реновации противоречит ЖК. Проект нарушает принципы контрактной системы в сфере закупок. Ключевое для проекта понятие «первый период индустриального домостроения» не имеет юридического значения.
После этого шесть, ШЕСТЬ!!! комитетов Госдумы дают на проект положительное заключение. И на пленарном заседании Н.Н. Гончар вещал о некомфортности проживания в «пятиэтажках». И почти ни слова не звучит о том, что в тексте проекта нет ни одной гарантии прав граждан, ни слова о техническом состоянии зданий, а единственная его цель – de facto отменить право собственности на жилье и свободно депортировать жителей по мановению руки чиновника, не глядя на их интересы и права. Спасибо, вам, Валерий Карлович Гартунг, Галина Петровна Хованская. «Реализация идеи отвратительная» - ну хоть кто-то не разучился видеть очевидное.
И потом мы удивляемся, откуда берется неграмотное, дефектное законодательство. А вот откуда: например, из результатов ночной штурмовщины чиновников, которые за сутки создают юридических монстров, и из очевидного отсутствия контроля качества законов в парламенте.
И не надо рассчитывать, что при подготовке ко второму чтению из этого ужаса сделают что-то похожее на право. Не тот материал, и слишком влиятельны лоббисты этого материала.
Чтобы выжить и развиваться, стране нужна другая реновация: переделать как-то замшелый «совок» в конституционное правовое демократическое государство с республиканской формой правления.
А законопроект, конечно, принят в первом чтении. Готовимся к обороне: к обращениям в Конституционный Суд и ЕСПЧ.
Оригинал здесь