Posted 21 апреля 2017, 10:41
Published 21 апреля 2017, 10:41
Modified 8 марта, 02:07
Updated 8 марта, 02:07
По его словам, ТПП РФ, традиционный ежегодный участник форума, в этот раз именно «зеленому» аспекту уделила на КЭФ особое внимание.
Доказательством этому служит, в частности, прошедшая на форуме сессия «Эко-коррупция: умри всё живое?», подготовленная ТПП РФ, сказал Сергей Катырин. К чему может привести отсутствие специального законодательства, шла речь на этой сессии. И еще о том, что информация о состоянии окружающей среды в РФ должна быть открытой и доступной - тогда и экологическую коррупцию сложнее будет скрыть. Это актуальнейший вопрос, потому что малейшее коррупционное преступление в экологической сфере способно привести к масштабным экологическим катастрофам.
За год, напомнил глава ТПП РФ, в стране накапливается 60 миллионов тонн отходов, а перерабатывается из них лишь 4 процента. Уже скоро свалки займут площадь двух Азовских морей; тут, действительно, может умереть все живое. Сегодня любое коррупционное преступление в экологической сфере уже способно привести к масштабным экологическим катастрофам. По ряду направлений у нас нагрузка на природу достигла критических значений, ежегодный экономический ущерб доходит до 6 процентов ВВП, а с учетом ликвидации последствий для здоровья людей – и до 15 процентов. Об этом мы говорили на сессии.
- И что делать?
Нужно, не создавая излишней нагрузки на бизнес, переходить на принципы «зеленой экономики». Сегодня в этом деле у нас, увы, дремучая неграмотность: опросы показывают, что практически все (98 процентов) опрошенные ничего не знают о «зеленых стандартах» и других экологических инструментах. Но, что отрадно, по данным тех же опросов, предприниматели готовы использовать экологические инструменты, если им обосновать эффективность и экономическую пользу для бизнеса.
Необходимыми мерами здесь должны стать налоговые льготы и снижение ставки по кредитам для «зеленых» проектов. Могут быть и административные методы на региональном уровне. Например, губернатор вправе выделять бесплатные земельные участки или обеспечить подсоединение сетей на льготных условиях, если инвестор по контракту обязуется строить объект по «зеленым стандартам».
Не теряя времени, надо также взяться за устранение противоречий между природно-ресурсными и природоохранными нормами законодательства, а также между законодательством в области охраны окружающей среды и нормами иных отраслей права.
- Что мы здесь имеем сегодня?
Законодательство в сфере охраны окружающей среды непрозрачно, избыточно и неуправляемо, содержит более 800 нормативно-правовых актов. Лишь седьмая часть из использованных 396 понятий определена корректно. Двенадцать министерств и ведомств имеют полномочия по вопросам охраны окружающей среды, а это порядка 2500 позиций, в том числе противоречивых, дублирующих и избыточных. В итоге предприятия, чтобы обеспечить законность производства, обязаны поддерживать в актуальном состоянии 168 документов, а некоторые из них имеют до 1000 страниц. Процедура получения разрешительной документации состоит из 100 этапов…
Без решения этого клубка проблем сложно, а скорее всего и попросту невозможно создать более развитую систему охраны окружающей среды. Наведем здесь порядок, обеспечим прозрачность – и бизнесу сразу станет проще, легче и выгоднее работать, соблюдая экологические нормы.
- На Красноярском экономическом форуме был затронут еще и «лесной вопрос»…
Да, на полях КЭФ мы провели Форум торгово-промышленных палат Сибири, на котором обсуждалась очень важная для экономики страны тема: как организовать умное, с пользой для страны, не истощающее зеленые ресурсы, лесопользование. Естественно, здесь тоже есть экологический аспект. У нас, напомню, пятая часть всех лесов мира, это серьезнейший возобновляемый ресурс, но до сих пор мы часто используем его варварски: вырубаем, не заботясь о восстановлении, вывозим за границу кругляк… Очень хорошо, что в комплекс мер по поддержке отрасли вошли таможенно-тарифные преференции, направленные на сокращение экспорта необработанной древесины, отменены пошлины и не взимается НДС при ввозе деревообрабатывающего оборудования, не производимого в России. Но проблем еще много. Не хватает, например, кадров, не развито взаимодействие малых и средних предприятий и т.д…
- Каково в целом ваше впечатление о КЭФ?
Это уже вполне «взрослая» экспертная площадка: форум проводится с 2004 года. КЭФ стал своеобразным мостом в Россию для стран Европы, Азии, Латинской Америки. В центре внимания форума всегда находятся важнейшие вопросы развития российской экономики, и именно этим он интересен ТПП РФ. Обратите внимание хотя бы на такие мероприятия с участием представителей Палаты, как «Госзакупки субъектов российской федерации как механизм поддержки регионального товаропроизводителя», «Социальная поддержка и социальная инфраструктура». Это важные направления нашей повседневной работы.
А обсуждение на КЭФ Стратегии - 2025? ТПП РФ участвовала в подготовке Комплексного плана действий Правительства на 2017-2025 годы. Совместно с другими объединениями предпринимателей подготовлены согласованные предложения бизнес-сообщества. Расширенная версия содержит 149 предложений, пока из них выделены 25 наиболее важных. Это, в частности, наше предложение провести ревизию ГУПов и МУПов и законодательно запретить их работу на конкурентных рынках. Дело в том, что участие унитарных предприятий в хозяйственной деятельности крайне негативно влияет на развитие бизнеса и конкуренцию. Палата предложила также проанализировать работу институтов развития бизнеса и, возможно, уменьшить их количество с тем, чтобы освободившиеся средства неэффективных организаций передать туда, где умеют успешно эффективно работать. Я имею в виду, прежде всего, Фонд развития промышленности, к которому бизнес в очередь выстраивается.
Замечу, что отдельные предложения предпринимательского сообщества уже учтены в работе российского правительства.