Что будет с Дмитрием Медведевым после отчета в Госдуме

8 апреля 2017, 12:48
19 апреля премьер-министр Дмитрий Медведев должен выступить с отчетом перед Государственной думой. Впервые встреча будет проходить в настолько напряженной для правительства атмосфере. И почти наверняка это будет последний отчет для нынешнего правительства Дмитрия Медведева, считает журнал "Власть".

Глеб Черкасов, журнал "Власть"

Норма об отчете правительства перед Государственной думой была внесена в Конституцию в 2010 году. С тех пор мероприятие успело обрасти бюрократическими традициями. Обычно это выглядит так: фракции собирают свои вопросы и организованно отсылают их в Белый дом. Премьер приходит на Охотный Ряд, зная не только, о чем он будет говорить, но и представляя, о чем будут спрашивать.

Некоторая заданность мероприятия совсем не означает того, что оно проходит скучно или лишено интриги.

В 2012 году перед депутатами отчитывался премьер и одновременно избранный президент Владимир Путин. Соответственно, и выступление, и последовавшие за ним вопросы касались не только работы уходящего правительства, но и очередного президентского срока. Активно обсуждались обстоятельства прошедшей избирательной кампании.

В 2013 году отчету премьер-министра Дмитрия Медведева предшествовала волна слухов об отставке всего правительства или о выборочных увольнениях в Белом доме.

Впрочем, о том, что в правительстве надо что-то поменять, говорят каждый раз, когда премьер-министр приходит на Охотный Ряд.

В 2017 году обстоятельства, предшествующие отчету правительства, выглядят драматичнее, чем обычно.

За 13 дней до отчета социологи «Левада-центра» опубликовали данные о том, что работу Дмитрия Медведева на посту премьер-министра одобряют 42% респондентов (месяц назад было 52%). Деятельность правительства в целом поддерживают 43% (49% месяц назад). Респондентов попросили назвать 5–6 политиков, общественных деятелей, которым они более всего доверяют. Топ-3 рейтинга остается неизменным уже год: на первом месте Владимир Путин (52%), на втором — глава Минобороны РФ Сергей Шойгу (23%), на третьем — министр иностранных дел России Сергей Лавров (21%). Далее следуют лидер ЛДПР Владимир Жириновский (13%), лидер КПРФ Геннадий Зюганов (8%), Дмитрий Медведев (7%).

Социологи связывают падение рейтингов премьера с неубедительным ответом на обвинения со стороны основателя Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального. 26 марта по всей стране прошли митинги под лозунгами именно борьбы с коррупцией. Согласно опросам все того же «Левада-центра», об этих акциях знают 61% россиян (из них 14% «хорошо знают» об антикоррупционных митингах, а 47% «что-то слышали»). Впервые услышали о них 39% опрошенных.

Из числа тех, кто слышал об акциях протеста, антикоррупционные митинги поддерживают 38%. По мнению тех же 38% опрошенных, к участию в протестных акциях граждан подтолкнуло «накопившееся недовольство положением дел в стране».

Само по себе падение рейтинга или обвинения со стороны оппозиции могли бы считаться для правительства и его главы мелкими неприятностями. В конце концов, кабинету Медведева прочили отставку месяца через два после того, как он был сформирован, а он держится уже почти пять лет.

Однако на этот раз угроза для правительства более серьезная. И не случайно обычно предельно осторожные коммунисты предложили нижней палате организовывать проверку по данным расследования ФБК Алексея Навального. Дума ожидаемо отказалась. Но пару лет назад коммунисты, имевшие намного больше влияния в нижней палате, чем сейчас, даже и вопрос поднимать не стали бы.

Общий фон вокруг правительства сейчас таков, что любая атака на него приносит выгоды критику, вне зависимости от того, как отвечает Белый дом. Тем более что удачной линию защиты от Навального назвать трудно.

Кроме того, против премьер-министра сейчас начинает работать еще одна неписанная политическая традиция.

4 марта «Власть» писала о том, что имя премьер-министра, который будет работать с президентом после 2018 года, может быть названо еще до выборов главы государства. На самом деле так происходило каждый раз на протяжении последних 17 лет.

Когда Владимир Путин стал и. о. президента в последний день 1999 года, практически сразу стало понятно, что новым премьером станет Михаил Касьянов. В 2004 году Путин уволил Касьянова и выдвинул Михаила Фрадкова за несколько дней до голосования: отставка могла бы случиться и раньше, но в окружении президента ждали момента, пока премьер потеряет даже техническую возможность участия в выборах. В 2007 году выдвинутый кандидат в президенты Дмитрий Медведев практически сразу объявил, что премьер-министром будет Владимир Путин — до голосования оставалось три с половиной месяца. В 2011-м о том, что Медведев будет премьер-министром при президенте Путине, стало известно за полгода до выборов.

Представляя премьера задолго до выборов, президент не просто обозначает экономический курс и пакет мер, которые собирается принять правительство. Номенклатура получает подтверждение того, что властная коалиция сложилась и все существовавшие противоречия либо улажены, либо отложены на потом. Отметим, что в значительной степени это правило касается и должности главы администрации президента. Назначение премьер-министра вовсе не означает того, что представляется весь состав правительства. Это, как правило, является предметом более сложного диалога.

Поэтому намеченный на 19 апреля отчет Дмитрия Медведева почти наверняка будет последним для этого правительства.

Следующий состоится уже после президентских выборов, и докладчик может быть уже совсем другим, и говорить ему придется не столько об итогах работы правительства, сколько о планах на будущее.

Открытым пока остается вопрос о том, какой собственно премьер-министр нужен Владимиру Путина на ближайшие годы. Это может быть только хорошо знакомый президенту человек, проверенный в работе и даже, может быть, в борьбе.

Возможно, это должен быть технократ, сосредоточенный на решении вопросов, которые уже несколько лет по еще одной сложившейся традиции откладываются на после выборов: от пенсионной реформы до перевода системы госзакупок в электронный вид. В этом случае понадобится управленец, который не просто не имеет политических амбиций, но и не понимает, зачем они могут понадобиться. Последнее было, например, свойственно Михаилу Фрадкову (о его технократических талантах существуют разные мнения).

Возможно, это был единственный премьер-министр в новейшей истории России, которого ни на секунду не рассматривали в качестве потенциального кандидата в президенты.

Кандидатов в премьеры-технократы не так мало, и каждый из них в последние месяцы доказывал главе государства свою готовность к подвигу.

В тоже время система власти вот уже почти 10 лет подстроена под тандем. Рядом с Путиным всегда есть человек, принимающий на себя большую часть критики, выгодно оттеняющий главу государства. Исполнение этой опции возможно только в том случае, если премьер является еще и политической фигурой. В этом смысле Дмитрий Медведев идеально подходит для того, чтобы отработать на нынешней должности еще как минимум до думских выборов 2021 года.

Некоторая бодрость, которую проявляет премьер-министр в последние полторы недели в информационном пространстве, может быть связана с тем, что он теперь не просто глава правительства третьего срока президента Путина, но и кандидат в премьеры на следующий срок. Перспектива не выглядит чарующей, но и совсем черной ее тоже не назовешь. Тем более что в качестве партнера по тандему у Дмитрия Медведева конкурентов немного.

Поход в Думу на ежегодный отчет и его успешная защита — важный этап в деле борьбы за сохранение должности. Важно и то, что премьер будет выступать в зале, который на три четверти заполнен его однопартийцами.

Правда, возможно, придется поступиться какими-то фигурами. Но нынешнее правительство никогда и не славилось цельностью. Оно скорее про выживание и готовность соответствовать обстоятельствам.

(полная версия материала - здесь)

#Правительство #Медведев #Новости #Политика #Госдума
Подпишитесь