«Любое сокращение финансирование промышленности – это, конечно, всегда плохо, потому что авиация является главным технологическим мультипликатором в экономике, причем что бы мы не делали. Поэтому сколько бы не говорили о новых технологиях, но пока именно авиация играет роль главного движителя технологического процесса.
Авиация продолжает оставаться самой продвинутой отраслью экономики, из-за чего от нее в России зависит многое. Кроме того, авиация имеет самых квалифицированных специалистов, а также производит продукт с максимальной добавленной стоимостью. Впрочем, проблема гражданской авиации заключается не в сокращении финансирования, а в текущем тренде технического и стратегического развития этой отрасли. Поэтому в этом вопросе больше сказываются не проблемы с финансированием, а тот фактор, что в развитии этой отрасли экономики были выбраны неправильные ориентиры. Неверная техническая политика в гражданском авиастроении России заключается в том, что были взяты в разработку не оптимальные проекты самолетов.
Эта концептуальная ошибка в гражданском авиастроении сформировалась не сейчас, а гораздо раньше, и она касается программ Superjet-100 и МС-21. Эти программы не решают стратегических задач, которые сейчас стоят перед нашей страной в этой отрасли, а именно по переходу наших авиаперевозчиков на российскую самолетную технику. Кстати говоря, это предсказывалось и раньше, поэтому сюрпризом сложившаяся ситуация не является. Поэтому проблема в нашей авиапромышленности в ближайшее время будет связана не с деньгами, а с тем, что существующие у нас проекты не решают в полной мере тех задач, которые ранее поставило перед этой отраслью российское правительство. При этом, вернуться в исходную точку и начать делать «правильно» – очень сложно. Во-первых, уже прошло много времени и потрачены серьезные ресурсы. Во-вторых, касательно «правильно» существует немало споров. Другой вопрос, есть факты – по Superjet-100 нет и близко тех восьми сотен самолетов, которые по плану должны были быть построены уже к 2016 году. Эта программа оказалась нереализованной и есть серьезные опасения, что с программой МС-21 дела будут обстоять, если и лучше, то ненамного», - резюмирует Крутоусов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня».