Posted 5 апреля 2017, 06:23
Published 5 апреля 2017, 06:23
Modified 8 марта, 01:54
Updated 8 марта, 01:54
Сложно говорить о масштабах преследований, потому что к правозащитникам конкретно в Чечне люди с этой проблемой не приходят. Обращаются к правозащитникам за рубежом. К нам обращались в центральный офис в Нижнем Новгороде люди, которые бежали в какие-то другие российские города и просили оказать содействие, чтобы их спрятали, оказали юридическую помощь. Просто просили их немедленно вывезти, говорили, что их иначе убьют. Такого рода помощь доводилось оказывать. Это было несколько месяцев назад, до объявления кампании, о которой пишет Елена Милашина в «Новой Газете».
Есть ли сейчас это явление с массовым преследованиям людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией со стороны местных властей, я сказать не могу. Я это допускаю. Во-первых, в чеченском обществе крайне нетерпимое отношение к геям. Это всегда было. Родственниками практиковались убийства чести. Правительство Кадырова с самого начала его прихода к власти пыталось начать делать то, что раньше регулировалось традициями. Например, вопросы частной жизни, в частности, поведение девушек.
То, что раньше было отдано на решение семье, общине, роду все больше и больше попадало под регулирование институтов, которые создала кадыровская власть. Я вполне допускаю, что дошла очередь до лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Безусловно, там это может обрести такой характер. Я это допускаю, но не могу говорить об этом с уверенностью. Общество, зачищенное от реальных правозащитников, понимающих, что такое права человека, и готовых хотя бы озвучивать проблему, остается беззащитным.
Знаете, я очень люблю афоризмы Томаса Маколея, был такой умный англичанин лет 150 назад. И один из его известных афоризмов звучит примерно так: «Если рабы будут ждать свободы, ждать придется долго». Само по себе общество, во-первых, никому ничего не должно. Во-вторых, совершенно не факт, что оно само по себе будет каким-то образом прогрессировать. Этого само собой не происходит. Нужна определенная структура общества и определенные люди, которые будут в этом обществе наиболее нужными, станут лидерами мнений.
Чеченское общество устроено сейчас, на мой взгляд, по-другому. Как и российское впрочем. Поэтому я не готов давать оценку людям, которые решили бороться за что-то правильное, но при этом избрали слишком радикальные методы. Я, например, не знаю, какими методами это делать. С одной стороны, общество безусловно не готово. Другое дело, что оно и не будет никогда готово, если никто не будет заниматься подготовкой.
Оригинал читайте здесь