Людмила Бутузова, "Новые Известия"
От любви до ненависти, как известно, один шаг. В обратную сторону – еще короче. Наглядный пример тому – столичные хрущовки. Еще пару месяцев назад, когда власти сидели тихо и не покушались на «наше всё», даже представить было невозможно, чтобы кто-то сочинит пылкий пост в защиту своей тридцатиметровой однушки с совмещенным санузлом и коридором, похожим на пенал. Все изменилось в конце февраля, когда власти публично вынесли приговор устаревшему жилью и перед глазами полутора миллионов москвичей реально замаячила перспектива переселения. Ужас Некрасовки и Новой Москвы, похоже, заставил по-новому оценить старое место и привычную квартиру. Судя по дискуссии в соцсетях, никого уже не стесняет ни крохотная кухня, ни проходная комната, больше похожая на кладовку. Никита Сергеевич Хрущев, одаривший москвичей этим шедевром градостроительства, был бы сегодня рад, как яротно москвичи защищают его наследие. Но ведь и есть за что бороться!
Вот типичный пост «дяди с Кузьминок»: «Обжитые районы, все в зелени, с прекрасной инфраструктурой, с привычным для многих социумом, будут уничтожаться – пойдут под снос, вместе с парками, с мини-лесами, детскими площадками, другими объектами не только муниципальной инфраструктуры, но объектами инфраструктуры общественной: с тем, что было построено энтузиастами-умельцами для пользования всеми жителями, за последние 50 лет.
Обмен будет проводиться не деньги-на-деньги с точки зрения равнозначности рыночной стоимости квартир, а метры-на-метры, и – в большинстве случаев – с переселением в другие районы. Вместо капремонта и реконструкции тех же пятиэтажек и приведения их в современный надлежащий вид по образу и подобию того, как это было сделано, например, в Восточном Берлине, людей будут отправлять жить в муравейники-человейники замкадной "целины", а парки, мини-леса, детские площадки и другие объекты муниципальной и общественной инфраструктуры пойдут под снос, вместе с этими домами».
За три дня 300 тысяч лайков! Но, похоже, не только из-за садика под окном, а за такие вот пророчества: «Вангую: частной собственности пришёл окончательный конец.Но это не может пройти бесследно. Представьте себя на месте если не миллиона, то 3-4 сотен тысяч (!!!) человек в одной Москве, которые наотрез отказываются переезжать из-за неравнозначности навязанного переезда. Два отказа , и к вам приходит судебный пристав -, вас выселять. Я вангую: сотни тысяч человек протестующих, по этому делу. Сотни тысяч. Будут «живые цепи» вокруг домов, люди будут бросаться под гусеницы экскаваторов…Будет горячо, обещаю!»
Приметы бури уже повсюду: в районах создаются общественные «комитеты по защите хрущовок», в сети активничает Моссовет, инициативная группа подала заявку на проведение митинга «возмущенных горожан», на Hang.org висит несколько петиций с требованием отменить скороспелые сносы, провести тщательную экспертизу жилья, приговоренного к ликвидации. За это же высказываются известные политики, Счетная палата РФ. Аудиторы СЧ также настаивают на необходимости разработки законопроекта с поправками в Жилищный кодекс, который бы прописывал механизм переселения людей. Сегодня такие законодательные нормы отсутствуют. А без них нельзя создавать на перспективу проекты комплексного развития территорий с привязкой к будущему расселению.
Отката назад, даже с учетом вполне разумных требований специалистов, нет. По данным мэрии, «большинство людей хотят переехать» куда глаза глядят, потому что верят своим властям и надеются, что мэр и президент плохого не посоветуют. Однако и не признать нельзя, что «есть и другие». Заммэра по строительству Марат Хуснуллин публично посетовал, что «часть жителей категорически не хотят переезжать из своих домов. До 20% всей программы уходит в суды».
Власть тем не менее, настроена решительно. В Госдуму уже внесен законопроект, призванный расчистить путь для реновации обширных территорий. Документ обещает жесткие меры для нерадивых владельцев квартир. По истечении 60 дней, которые предлагается давать на подписание соглашения, можно будет лишать права собственности тех, кто отказался принять условия. Причем делать это по решению суда первой инстанции и фактически без права ответчика на апелляцию. С 1 января уже вступили в силу поправки к Земельному кодексу, упрощающие изъятие земли в рамках комплексного развития территорий. Кварталы хрущевок пока не попадают в зону риска, но только пока. Свое отношение к частной собственности мэр Собянин продемонстрировал в прошлом году – в ходе кампании по сносу торговых павильонов, владельцев которых не спасли даже судебные решения.
Было бы странно, что сопротивление горожан, с которым неизбежно столкнется предстоящая программа, чиновники не попытались бы перенаправить в выгодное для себя русло, а попросту заболтать, смикшировать обещаниями «широкого общественного контроля» за сносом и строительством нового жилья и другими «побрякушками», которых немало в арсенале власти.
Одну такую под названием «Обращение жилищного движения Москвы» несколько дней назад подсунули СМИ, блогерам, депутатам, НКО, общественной палате и еще нескольким организациям, имеющим влияние на общественное мнение. О чем предлагается «погреметь»? Не поверите! – о единодушном порыве москвичей улучшить свои жилищные условия и тем самым поддержать тотальный снос хрущовок. Для этого надо зарегистрироваться на сайте «Социальный диалог. РФ», а также «в наших группах» ВКонтакте и на Фейсбуке, и отправить свои ФИО и контактные данные по одному из двух адресов электронной почты, лучше – сразу на два. После этого, как вас полностью разденут, с вами свяжутся и расскажут, что делать дальше. «У нас есть ПЛАН», - заклинают составители обращения. – Только мы знаем, как выполнить программу и улучшить жилищные условия миллионов москвичей».
Вот интересно: сама петиция на 6 страниц текста мелким шрифтом на компьютере, замучаешься переводить с канцелярского на человеческий, а по сушеству – ни слова. «План» якобы можно посмотреть в приложении к обращению. Откройте, если хватит терпения, - сюрприз будет. В приложении та же самая байда, с теми же грамматическими ошибками и той же самой настоятельной просьбой зарегистрироваться в сети и ждать улучшения жилищных условий в течение 10 лет. Для разнообразия можно посещать собрания в зале мэрии Москвы («каждую неделю проводим совещания, а раз в месяц – заседания») и регулярно читать отчеты этой «жилконторы» на сайте.
Родилось подозрение, что кому-то явно понадобились ФИО и контакты реальных людей, например, для одобрямса аферы со сносом хрущевок.
Видать, серьезная контора, хотя с правописанием у них, как у сантехников из провинциального ЖЭКа. Но с политикой – грамотно, без знаков препинания. Про снос хрущевок, например, на едином дыхании: «Надо успеть пока В. Путин президентом РФ».
Даже странно, контора пишет, что у нее «30 лет успешного опыта по обеспечению москвичей жильем». Но среди затейников «жилищного движения» ни одной узнаваемой фамилии, вообще никого, кто за 30 лет хоть раз засветился в интернете с чем-нибудь позитивным. Негатива тоже нет.
Короче, звоню этим конспиративным лицам, чтобы задать вопрос: что делать тем, кто против сноса хрущовок? В выходные все три телефона – «вне зоны доступа», в понедельник откликнулся мужчина (8….. 859) и то только для того, чтобы сказать, что он занят. Девушка Светлана (8….. 033) предупредила, что денег у нее на телефоне мало, поэтому разговаривать будем коротко. Ага, у нее одно только вступление – «Путин наш любимый президент, я его очень уважаю…» - потянуло минут на десять. Еще столько же занял отчет о механизме в стране, который «запрещает чиновникам отписываться от народа».
Извините, из-за скороговорки не поняла, про какую страну она рассказывала. Попытку вклиниться с вопросом о несчастных хрущобах прервал «отбой». Правда, девушка Света попозже перезвонила и стала допытываться: откуда мне, простой гражданке, известны их телефоны. Во, как! Оказывается, для простых смертных они не предназначены – «только для СМИ и блогеров», которые будут пиарить эту шарашкину контору и распространять ее спам по белу свету.
Лично я – пас! И другим не советую. Эти деятели, похоже, такие плодовитые, что хрущовки и сносить не понадобится, - сами рухнут под грузом их пропагандистского мусора.