Posted 4 апреля 2017, 11:11

Published 4 апреля 2017, 11:11

Modified 8 марта, 01:54

Updated 8 марта, 01:54

Проводили по уму: почему потерпела крах политическая карьера Груздева

4 апреля 2017, 11:11
Бывший губернатор Тульской области Владимир Груздев уже год как вышел в отставку, но его имя продолжает мелькать в прессе.

На днях вокруг одного из отставных губернаторов, подзабытых уже на политической арене, разгорелся громкий скандал. Влиятельная итальянская газета La Stampa выяснила, что бывший глава Тульской области Владимир Груздев, который сейчас снова пытается предстать в глазах общественности государственным деятелем посредством неоднозначных заявлений в публичном пространстве, приобрел для своей семьи роскошную виллу на Сардинии. Издание связывает эту покупку с опасениями, которые появились у экс-губернатора из-за приговора, вынесенного его ставленнику Максиму Мищенко, приговоренному недавно к двум с половиной года колонии за растрату бюджетных средств. Любопытно, что даже на этом фоне, как говорят наши источники, г-н Груздев не оставляет политических амбиций: поговаривают, что он метит очень высоко, настолько высоко, что всерьез мечтает о посте премьер-министра. О том, что экс-губернатор о себе очень высокого мнения, свидетельствует его реакция на публикацию данных, обнародованных изначально в La Stampa, в российской версии Forbes. Груздев процитировал у себя в Твиттере применительно к журналу слова Дональда Трампа по поводу «fake news», и, тем самым, уподобил себя человеку из сфер мировой политики.

Таким образом, у Владимира Груздева есть план «А» и план «Б». На случай проблем с правоохранительными органами он заранее подготовил себе и своей семье убежище на сардинском побережье Коста Смеральда, обустроив себе уютное гнездышко по соседству с западными миллиардерами и кинозвездами (фотографии его роскошного особняка показывают, что недвижимость у экс-губернатора действительно элитная). Тем более, что английский, как следует из записи Груздева в Твиттере, бывший чиновник, в полном соответствии с классическим фильмом, «уже знает». Однако и надежд стать ключевой фигурой политического бомонда Груздев не оставляет. «Экс-губернатору после его отставки предлагали пост заместителя министра транспорта, но он отказался и даже обиделся, посчитав для себя этот уровень слишком «мелким», - рассказал нам на правах анонимности источник в Минтрансе.

Не очень, однако, понятно, на чем основываются эти надежды, кроме как на самосравнениях с президентом США. Всё-таки, у нас в России решения о назначениях на высокие государственные посты принимаются, исходя из прошлых достижений кандидатов. А их как раз и не наблюдается: ведь, как известно, на посту губернатора Тульской области Владимир Груздев не добился каких-то особых успехов, отчего и был отправлен в отставку за год до истечения срока полномочий. Более того: в регионе многие полагают, что правление Груздева закончилось для области полным фиаско, последствия которого приходится теперь исправлять новому губернатору Алексею Дюмину.

Оснований полагать именно так насчитывается предостаточно. Ключевые статистические данные, характеризующее социально-экономическое развитие Тульской области, выглядели по итогам правления бывшего коммерсанта, возомнившего себя эффективным управленцем, очень неутешительно. Долг Тульской области увеличился с августа 2011 года по февраль 2016 года, то есть за время, когда Груздев руководил регионом, с 6,92 до 15,9 млрд руб., то есть более чем в два раза. «Социалка» была порезана настолько, что во многих тульских селах теперь нет даже своего больничного пункта: под предлогом экономии бюджетных средств массово закрывались школы (ликвидированы 32 средних учебных заведения!), библиотеки (более 100), дома культуры (29), детские сады и медицинские учреждения (57 и 84 соответственно). Как сообщает одно из ведущих СМИ региона, портал «Тульские новости», область сейчас – на последнем месте в стране по количеству дипломированных врачей на каждые десять тысяч жителей, а по уровню смертности от онкологии – в десятке регионов с наихудшими показателями. Сфера образования, в первую очередь детского, подверглась при экс-губернаторе особенно жесткой «оптимизации»: и речь здесь не только о фактической ликвидации школ, но и о переводе дополнительного образования на платную основу: бесплатных кружков в регионе почти не осталось, и родители поставлены перед выбором – платить дополнительно или предоставить детей воспитанию улицы.

За пять лет, в течение которых Груздев управлял Тульской области, не было реализовано ни одного крупного инвестиционного проекта: единственное начинание, завод по производству китайских автомобилей, так и осталось «долгостроем». В то же время не только отдельные магазины, но и целые торговые сети, как отмечает тульский политолог Сергей Рунько, были откровенно выдавлены. Их место заняли пришлые игроки, которым Груздев откровенно покровительствовал: так, пивоваренная компания «Балтика» получила из областного бюджета на пару с водочным заводом грант в размере 3,2 млрд рублей. Латать дыры в казне Владимир Груздев при этом, судя по всему, пытался за счет поборов с крупных предприятий: в 2015 году они заплатили дополнительных пять млрд руб. налога на прибыль. Одна только незадача: уже скоро выяснилось, что методика налоговых выплат была рассчитана неверно, и в 2016 году эти суммы, неправомерно отобранные у системообразующих региональных компаний, пришлось вернуть им же при новом губернаторе.

Наблюдатели связывают провал Владимира Груздева как губернатора прежде всего с тем, что он на посту главы региона концентрировался на мерах, рассчитанных на пиар-эффект, в ущерб реальной повестке долгосрочного развития региона. Ему, очевидно, казалось, что зрелищные акции: такие, как, например, реконструкция центрального тульского парка и восстановление колокольни в тульском Кремле, могут завоевать симпатии жителей области и создать репутацию эффективного управленца. Однако уже вскоре оказалось, что такие решения пригодны скорее в качестве предвыборных технологий, и основой для грамотного управления достаточно сложным и проблемным регионом служить не могут. Тем более, что и качество этих пиар-акций «подкачало»: так, многие туляки отметили, что с отремонтированных при Груздеве дорог вместе со снегом вскоре сошел и асфальт. Недоумение местной общественности вызвала и инициатива по строительству детских площадок, на каждой из которых красуется теперь табличка, указывающая, что это «подарок губернатора Груздева». Граждане справедливо полагают, что возводить площадки и проводить прочие работы по благоустройству дворов – стандартная обязанность властей. Филантропией такие электоральные трюки уж никак не являются. Добро принято делать молча, и выставлять на обозрение детей и их родителей кичливые подписи, смысл которых в том, что «мол, вот вам подарочек от барина-благодетеля» – это, как минимум, дурной тон.

Новому губернатору Тульской области Алексею Дюмину всего за год удалось сделать в Тульской области – этом ключевом для российской «оборонки» регионе гораздо больше, чем экс-губернатор Груздев наработал за пять лет. В рекордные сроки было построено Суворовское училище. Были выделены необходимые суммы для строительства двух корпусов в областной детской больнице. На одном из градообразующих предприятий – «Тулачермете», вскоре начнется строительство нового сталелитейного производства. Неудивительно, что успехи нового руководителя не остались незамеченными: буквально на днях полпред Президента РФ в Центральном федеральном округе Александр Беглов заявил в рамках своего визита в Тульскую область, что регион добился ощутимых результатов в деле реализации майских указов Президента.

«Дело еще и в том, что Владимир Груздев изначально рассматривал регион как трамплин для достижения более высоких политических целей и потому предпочитал заниматься «громкими» акциями в ущерб реальным потребностям развития региона. Эта погоня за умозрительной мечтой мешала ему сосредоточиться на столь нужной, пусть и скучной для него «текучке» отнимала у него столько сил и времени, что на настоящую работу сил уже не оставалось», - считает политолог Алексей Витковский. Не помогла сконцентрироваться даже ясновидящая Нона Хидарян, участница программы «Битва экстрасенсов» на ТНТ, которая, как помнят в Туле, была некоторое время советником экс-губернатором по общим вопросам. Не помог и снимающийся во второразрядных голливудских фильмах актер Александр Невский, подвизавшийся в команде Груздева в качестве советника по развитию спорта в регионе.

Помощь экстрасенсов и культуристов оказалась безуспешной по очень простой причине: в политике, так же как и в обычной жизни, встречают, конечно, по одежке – но провожают обязательно по уму. В феврале 2016 года Владимир Груздев, получивший незадолго до этого «двойку» в рейтинге политической выживаемости губернаторов фонда «Петербургская политика», был отправлен в отставку. Но, как уже отмечалось, поговаривают, что экс-губернатор рассчитывает на реанимацию своей административной карьеры. Каким-то неведомым и странным способом он был избран председателем Ассоциации юристов России. Поближе к законотворчеству, так сказать. Но от реальности, тем не менее, он оторвался всё же не до конца: на случай претензий правоохранительных органов у него есть вилла на Сардинии. И, что интересно, как раз эта недвижимость, купленная как своеобразная «страховка», мешает теперь Груздеву реализации амбициозных политических целей. Общественность в России восприняла новости с явным неодобрением: так, историей уже заинтересовался известный политик, советник главы Росгвардии Александр Хинштейн.

Примечательно при этом, что менеджерских навыков для приобретения зарубежной недвижимости Груздеву вполне хватило, а вот вывести Тульскую область из экономической ямы он, наоборот, оказался неспособен. Впрочем, современная российская история знает много случаев, когда неудачи на поприще управления регионом странным образом совпадают с финансовым обогащением ответственных за это управление чиновников. Есть ли взаимосвязь между неудачами в социально-экономическом развитии Тульской области и приобретением Груздевым виллы на одном из курортов Средиземноморья? Прямых подтверждений этому пока еще нет, но вот косвенных свидетельств – предостаточно.