Вот и доработались: вместо пенсии - талон на баню

31 марта 2017, 15:25
Сотни россиян в прошлом году остались без страховой части пенсии по старости. В недалеком будущем, по мнению специалистов, число «лишенцев» достигнет 30 млн. человек, а их пенсии не превысят 7-8 тысяч рублей. Страна оказывается на пороге социальной катастрофы.

Людмила Бутузова, "Новые Известия"

Охранника на входе и медсестру, пропахшую корвалолом, можно встретить практически в любом отделении Пенсионного фонда. Люди на зарплате, но работа такая нервная, что долго здесь не держатся.

- Я, наверное, тоже вернусь в больницу, - говорит Татьяна Станиславовна, «прикомандированная» к орловским пенсионерам. – Там хоть знаешь, как помочь – перевернул, перевязал, капельницу поставил – человеку легче. А чем ты здесь поможешь? Пришел мужик – нормальный, здоровый, на вид и не скажешь, что ему шестьдесят. Через десять минут выходит из кабинета – старик стариком, руки трясутся, на глазах слезы. Узнал, значит, какая ему пенсия положена - от унижения и скукожился. За таких страшно, они в шаге от инфаркта. Кто-то выскакивает и двери начинает пинать, угрожает все разнести. Тоже можно понять: всю жизнь работал, а получил «социалку» ниже прожиточного минимума и четыре талона на баню в месяц. Тут уже Петя вступает. Буйные – его контингент.

С прошлого года скандалов в ПФ стало больше. На пенсию выходят мужчины 1956 -57 годов рождения и женщины, родившиеся в начале 60-х. В перестройку, когда началось банкротство промышленных предприятий и массовые увольнения, им было по 30-35 лет, стаж заработать не успели, а потом и вовсе «официально не работали» – крутились кто как мог: на базарах, в частных лавочках, на вахтах. В основном, без оформления, без трудовых книжек, и, как правило, без уплаты налогов и отчислений в пенсионный фонд. Многих это тревожило, но были и надежды, что государство, само же и спровоцировавшее хаос на трудовом рынке, «все понимает и в старости поступит с людьми по справедливости».

Государство оправдало надежды: ни одна сфера российской жизни за последние двадцать лет не претерпела столько реформ, как пенсионная. Каждая последующая оказывалась для людей еще хуже предыдущей, не повышала, а снижала жизненный уровень пенсионеров, запутывала порядок начисления пособий по старости до такой степени, что одинаково мало стали получать и те, кто всю жизнь пластался, не щадя живота, и те, кто сидел дома, дожидаясь манны небесной. Бальная система, по мысли пенсионных реформаторов, должна устранить эту вопиющую несправедливость. Вкратце это выглядит так: в 2016 году для выхода на пенсию кроме пенсионного возраста и необходимого стажа нужно было иметь 9 пенсионных баллов, в 2017 году их уже должно быть 11,4, в 2018-м — 13,8 и к 2025 году достигнет 30-ти.

«Молодым пенсионерам», к сегодняшнему дню дозревшим до получения госпособия, как раз и выпало счастье опробовать на себе «бальную систему». Результат такой: 62% граждан Йошкр-Олы, обратившихся за пенсией в прошлом году, не получили страховую часть из-за недобора пенсионных баллов. В Саратовской области отказали 396 жителям, в Иркутской области ни с чем остались 470 человек. На руки – самый минимум – «социалка», 7-8 тысяч рублей. Социльная пенсия, кстати, зависит от прожиточного минимума, установленного в регионе. Если не дотягивает, то пенсионеру назначаются социальные доплаты до соответствующего уровня. Вот откуда эти позорные талоны «на баню» или бесплатный кубометр дров на зиму.

«Балльная система начисления пенсий способна породить социальные стрессы и привести к резкому обострению социальной ситуации в стране, - заявил в интервью Росбалту член комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Олег Шеин.

Люди уже сейчас в шоке. К 2025 году - а это уже близко - надо наработать не менее 30 баллов, чтобы выйти на пенсию в 13-15 тысяч. При этом за год дается не больше 2 баллов, и при условии, что у труженика «средний по стране заработок», 1 балл, - если человек отработал на МРОТ. Зарплатой считается только та, с которой были отчисления в Пенсионный фонд. Депутат подсчитал, что если у человека была минимальная зарплата, то ему необходимо иметь 30 лет стажа. Если зарплата составляла две «минималки» и больше – 15 лет стажа.

Опасность «бальной системы» заключается в самой структуре трудового рынка в стране. «Из 78 млн. работников отчисления в Пенсионный фонд осуществляют только 45 млн. человек. Ну, и еще есть около 2,5 млн. предпринимателей. То есть 30 млн. граждан не являются плательщиками. По мере достижения пенсионного возраста в 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, многие неожиданно для себя поймут, что пенсии они и близко не увидят», — констатировал Олег Шеин.

Балльная система начисления пенсий ставит в дискриминируемое положение значительную часть граждан, считает и бывший замминистра труда РФ, доцент Павел Кудюкин. «Сейчас введен „двойной фильтр“ для права получать пенсию: увеличен требуемый трудовой стаж и введены баллы. Люди, которые работали в „тени“ или же хоть официально, но с зарплатой, близкой к минимальной, попадают под один или под другой, или под оба „фильтра“. Либо они не набирают необходимый трудовой стаж — а работа в „тени“ в 1990-х годах была массовым явлением, да и в 2000-х остается массовым. Либо из-за низкой официальной зарплаты они не добирают баллы. Таким образом, люди лишаются права на получение трудовой пенсии. У них сохраняется право на социальную пенсию, но, понятно, она существенно ниже прожиточного минимума», — констатирует Павел Кудюкин.

Эксперт подтвердил, что сейчас уже есть сотни случаев отказа в начислении пенсий по основаниям недобора баллов, но в будущем это количество «отказников поневоле» будет расти. «Люди наказываются за „чужие грехи“, потому что работают без официального оформления, с крайне низкой зарплатой. И это не потому, что они этого хотят, а потому, что их в такие условия ставят», — пояснил Павел Кудюкин.

В российской провинции под удар «бальной системы» попали жители отдаленных поселков, традиционно существующие на «неофициальные» доходы, в том числе за счет натурального хозяйства, огородов и разведения скота, охоты и собирательства. На севере, например, подавляющего большинства «заработки» связаны с сезоном сбора грибов, шишек и ягод. «На ягодные деньги» потом и живут, на них же и умирать будут – «ожидаемая пенсия не покроет даже расходы на погребение», — возмущается в соцсетях член правления Союза карельского народа Александр Степанов.

Но даже тем, кто работает «в белую» и набрал себе приличное количество баллов, радоваться, похоже, рано. « Сколько будут платить за каждый балл – решают власти, каждый год заново», —предупреждают коммунисты Архангельска на своем партийном сайте». И не поспоришь: сама жизнь подсказывает, что изобретательность чиновников ПФР безгранична, а выстроенная в стране пенсионная система – непрозрачная, запутанная и неподконтрольная обществу, - весьма благодатна для разного рода манипуляций со «старческими деньгами». «Управление чиновников баллами» - явно одна из них. Если власти решат, что денег у них не очень много, достаточно просто поманеврировать « ценой» балла и сэкономить на размерах пенсии.

Что же делать? Не молчать, советуют коммунисты. Капать на мозги депутатам, правительству и требовать отмены дискриминационных новаций в пенсионной системе. Иначе миллионы граждан которые доживут до пенсионного возраста, на старости лет останутся ни с чем. Ну разве что с «почетным» званием обманутых государством лохов.

При подготовке текста использованы материалы сайта rosbalt.ru

#Общество #Новости #Пенсии
Подпишитесь