«Сами по себе у нас такие разработки есть, но пока они существуют только на бумаге, поэтому чтобы действительно обладать подобными компетенциями, нужно будет эти идеи еще претворить в жизнь. Это, конечно, очень сложный и затратный процесс, особенно в такой отрасли как ракетная техника для запуска космических аппаратов.Что касается Falcon 9, то эта ракета с самого начала работ проектировалась с целью многоразового использования ее первой ступени, поэтому у нее повышенный технологический запас маршевых ракетных двигателей первой ступени и других базовых компонентов ракетного комплекса. Если экстраполировать такой вариант развития ракетной техники на Россию, то нам придется разрабатывать фактически новую ракету. Такие разработки у нас существуют только в теории и пока они не вышли за рамки макетов, поэтому если такое решение будет принято, то времени на доводку подобного ракетного средства придется потратить много. У нас отрабатывались в этом направлении способы посадки двигателей по-самолетному, а также их приземление с помощью парашютов вместе с рядом других технологических решений, но на сегодня все это пока «голая теория».
Кроме того, не нужно забывать, что в себестоимости одного запуска топливо занимает только тридцатую часть общей цены одного пуска, поэтому если бы речь шла только об экономии горючего, то никто бы вообще не брался за это технологическое направление.Следует понимать, что даже успешная посадка ракетной ступени не означает, что она не будет затем подвергаться серьезному капитальному ремонту и реконструкции.Таким образом, главной причиной того, что в России пока не реализуют подобные технологии, является их нерентабельность в рамках современного состояния нашей космической отрасли.Другой вопрос, что определенный экономический смысл здесь есть, поскольку топлива для возвращения отработанной ступени требуется не так много. При этом, в Космосе в большинстве случаев ракеты летят с недогрузом, поэтому топливное обеспечение возвращения многоразовой ракеты не является проблемой», - резюмирует Моисеев в разговоре с ФБА «Экономика сегодня».