Олег Горюнов, "Новые Известия"
В среду, около 22 часов вечера 9-летняя дочь автора этой статьи смущаясь, рассказала папе о том, что несколько уроков просидела в классе (уж простите!) ... с грязной попой.
«Я захотела на уроке в туалет, но в кабинке не было туалетной бумаги. Поменять грязные трусики смогла только после школы. Кошмар какой-то! И там, знаешь, папа, на стенках я видела такие разводы – красно-коричневые. Я думаю, что это кто-то пальцем вытирался, а потом о стену вытирал, я поэтому в туалет в школе стараюсь не ходить, но вчера не утерпела», - рассказала Аня Горюнова.
Директор школы № 1788 Александр Ездов вечером на звонки не отвечал. И только сегодня к полудню сообщил «НИ» о том, что порядок в школе наведен, что «туалетная бумага во всех туалетах есть».
За несколько часов до этого звонка, автор этой статьи на правах родителя и журналиста проинспектировал санитарно-гигиенические условия в названном подразделении Департамента образования Москвы, и пришел в шок, - это без преувеличения!
Все началось с того, что охрана, по всей видимости предупрежденная о моем визите, отказалась пропускать меня в школу, несмотря на наличие при мне паспорта, и объявления о цели визита.
«В 9 часов приедет директор, тогда пустим. Бумаги в туалетах нет, потому что дети бросают ее в унитаз, но она есть у преподавателей в классах, - каждый может ее взять», - заявила Алена Романова.
Да, изменилась Москва за последние 20 лет. Массовый наплыв рабочей силы из провинции привел к тому, что люди свои представления о вотер-клозетах стали переносить в столицу – школы, кафе и т.д. Складывать использованную туалетную бумагу в урны – это тоже оттуда. Недаром на границе России и Финляндии в общественных туалетах появились таблички: «Бросайте туалетную бумагу в унитаз, пожалуйста! И не вставайте на него ногами!»
Из «показаний» Ани Горюновой: «мы или присаживаемся в туалете, или встаем ногами на стульчак, потому что сесть на него невозможно – сиденье всегда грязное. А брать во время урока туалетную бумагу у учителя я не могу, пап, ну, сам понимаешь – стыдно, как-то».
Ребенку стыдно, и его учителю, похоже, тоже стыдно, но куда деваться?
«Да, есть у меня всегда в классе туалетная бумага для детей. Да, я понимаю, что это неправильно, что она в туалетах должна быть, но там ее нет», - рассказала «НИ» учитель 3Б класса школы № 1788 Светлана Яковлевна.
В ожидании директора, который, кстати, так и не появился, автор этой статьи «прогулялся» по первому этажу. На вопрос корреспондента «НИ»: «А почему так грязно на входе в школу?», Алена Романова, судя по всему, отвечающая за организационные вопросы и уборку в школе, ответила так: «А у нас вчера уборщица первого этажа уволилась».
Судя по количеству нечистот на первом этаже школы № 1788, эта уборщица уволилась не вчера, а, примерно месяц назад и замены ей не нашлось. Самый крупный мусор после моего замечания Алена все-таки стала стыдливо подбирать сама. Потом появилась и уборщица. Педагог-организатор сразу настоятельно посоветовала с журналистом не разговаривать.
«Я лестницы убираю. Про туалеты что могу сказать? Бывает там бумага иногда, бывает», - сообщила нам Ольга Проворотова.
Куллер с остатками питьевой воды, грязный керамический стакан на его вершине, и полное отсутствие одноразовых стаканчиков. Теперь становится понятно, почему школу № 1788 в прошлом и в этом году закрывали на карантин, впрочем, с этим категорически не согласна Алена:
«А что тут такого? Стаканчики подвезут после. А что из кружки нельзя выпить?»
Можно, Алена, конечно, можно, но это только в том случае, если о здоровье детей не думать, если деньги, выделенные на одноразовые стаканчики, куда-нибудь перенаправить, а так, - конечно НЕЛЬЗЯ!!!
Если война, тоже можно! Если – в тундре – тоже, наверное, можно, а в 21-ом веке, в столице России – нельзя. И любой санитарный врач может объяснить - почему нельзя.
Электронные информационные щиты – отключены, все до единого. Непорядок.
«Ну, отключены, включат, когда надо», - говорит Алена.
Честно признаюсь, что после этого заявления уже очень-очень захотелось … пообщаться с каким-нибудь другим представителем школы № 1788. Тут и появился, нет, не обещанный нам директор школы, а его зам.
Илья Сынков, наконец-то, разрешил «посетить» туалеты. Красно-бурых разводов, скажем сразу, увидеть не довелось, а в остальном… остатки фекалий на сиденье туалета и внутри него, туалетной бумаги – нет, в кабинках сломанные дверные ручки, вонь, потолок в протечке, из двух лампочек горит одна, на сливном бачке нет крышки...
«Да, мне стыдно, да, так не должно быть, да, деньги на бумагу и все остальное выделяются исправно, но, вы знаете, дети иногда разматывают бумагу, у меня в телефоне даже фото есть, вот смотрите», - наконец «прорвало» господина Сынкова.
Заходим в школьную столовую – чистенько. Но у входа – ряд раковин, над ними – контейнеры с жидким мылом (мыло присутствует), над ними – держатели бумажных полотенец (все до единого пустые). Подходим еще к одной двери туалета, она заперта на замок.Туалет – в двух шагах от приемной директора школы № 1788 Ездова. Алена сбегала в приемную директора, принесла ключ, отворила, да, да, именно, отворила. И там - о чудо! - мы увидели аж три рулона трехслойной туалетной бумаги, освежитель воздуха, зеркало, жидкое мыло, "ёршика". Оказалось, что персональный сортир директора и руководящего состава школы.
«Я этим туалетом не пользуюсь, я хожу в общественный туалет», - заявил Александр Ездов спустя несколько часов после моего визита.
Странно, а я бы пользовался, ей Богу! Вокруг такой срач, почему бы не посидеть в чистоте, тем более, что ключ от несбыточной для школы № 1788 чистоты – у директорской секретарши.
Чтобы читатель не подумал, что автор этой статьи преувеличивает, что только он один недоволен санитарным состоянием школы Ездова, передаем слова Управляющего совета этой школы Васина Павла Владимировича: «Я неоднократно Ездову отправлял фотографии, на которых были вопиющие образцы антисанитарии. Я знаю, что в школе есть проблема с туалетной бумагой и уборкой, мы пытаемся с этим бороться. Поначалу, как только школа эта открылась, так вообще с родителей собирали деньги на туалетную бумагу, мел, и прочее. Это мы смогли победить, а вот с туалетами пока - нет».
Департамент образования от нашего издания получил «сигнал» еще вчера. Почему три года в школе № 1788 нет даже туалетной бумаги, мы пока выяснить в ведомстве, возглавляемом Исааком Калиной, так и не смогли. Почему была допущена такая ситуация – не знаем. Может быть, прокурорская проверка этого «учебного» заведения покажет еще что-нибудь?
О результатах - сообщим читателям.
Судя по некоторым записям в соцсетях (подробности опускаем), аналогичные проблемы есть и в других учебных заведениях Москвы. Вот, например, отзыв и вопрос одной родительницы:
"После родительского собрания заглянула в школьный туалет и чуть с ума не сошла! Там было грязно, на полу вода, на раковинах какие-то запачканные обмылки, которые и в руки взять неприятно. Состояние унитазов оставляло желать лучшего. Я решила дотерпеть до дома, уж извините за подробности. Но что делать детям? Либо они должны ходить в туалет в этой антисанитарии, не мыть потом руки как следует, вытирать их об одежду, либо терпеть? Говорят – живешь в грязи, станешь свиньей. Получается, что школьные туалеты превращают наших детей в свиней?"