Людмила Бутузова, "Новые Известия"
Жители Таманского полуострова знают, как поступать с дельфином, неожиданно оказавшимся на берегу. Его нельзя сталкивать по песку обратно в воду – у дельфина очень нежная кожа и ее можно поранить. Сначала надо подложить тряпочку и только потом аккуратно возвращать в море.
Все это неспешно рассказывает корреспонденту «НИ» старый знакомый – казацкий есаул Иван Трофимов, отвлекаясь на целебные грязи, морских коньков, которые водятся только в чистой воде, на команду Кусто, изучавшую здесь подводный мир…. Длинный экскурс исключительно для того, чтобы выкрикнуть в телефон наболевшее: «стройку века на нашу землю впендюрили, а «тряпочку» подложить забыли».
Что это значит? А то, что строящийся Крымский мост, затмивший собой все природные достопримечательности, изрядно осложнил жизнь обитателям Тамани и отпугнул курортников, за счет которых существовала каждая вторая семья.
- Кому понравится глотать пыль весь отпуск – говорит есаул. – Большегрузы идут в порт днем и ночью – песок, щебень, трубы, арматура. Дома у нас впритык к дороге, тряска такая, что стены расходятся. У меня домишко в поселке Волна , саманный, 47 года постройки, - крышу сносит, не знаю уже чем подпирать.
Люди злятся не только потому, что «стройка века» наступила на их личные интересы. Сейчас Таманский полуостров – один из самых противоречивых в экологическом отношении регионов России. С одной стороны, здесь расположено около 60% площадей виноградников Краснодарского края, работают более 28 баз отдыха, 4 пансионата, 12 детских оздоровительных учреждений, есть даже целые курортные поселки – как, например, Голубицкая. С другой – планируется разработка месторождений нефти и газа, к уже действующему порту Кавказ добавился порт Тамань, расположенный как раз рядом с поселком Волна, Крымский мост, закладывается Индустриальный парк из шести заводов по производству химических веществ, двух заводов по переработке сои и производству комбикормов, тепличного комплекса, пяти терминалов для перегрузки и жилой микрорайон на 10 тысяч работников.
Одним из главных сдерживающих факторов промышленной экспансии стала позиция общественности. Вообще таких активных экологов, как на Тамани, нет, наверное, больше нигде в Краснодарском крае.
- Жизнь нас заставляет, - считает депутат Новотаманского сельского поселения Екатерина Чеботарева. – Население понимает, что создание новых предприятий не улучшит условия нашего существования. А вот ухудшение, наоборот, обеспечено: останемся совсем без воды и посреди свалок.
Грядущему ужасу сопротивляются яростно. «Экологическая вахта» забросала прокуратуру жалобами, муниципалитет требованиями не пускать на полуостров ни одно промышленное предприятие, пока не построят нормальный полигон для утилизации отходов. Строители моста полигоном не озаботились, хотя обещали. Чтобы отвязаться от общественности, попытались вывозить свой мусор в Крым. Это оказалось долго и дорого – легче заплатить штраф на месте. Платят и с чистой совестью продолжают загаживать Тамань.
С водой здесь и того хуже. Из-за особенностей рельефа и отдаленности от основных магистралей проблемы эти были всегда. Но, по мнению жителей, они усилились после ввода в эксплуатацию ряда предприятий в порту, а также с началом строительства моста в Крым. К стройке века, к слову, обещали подвести собственный водопровод, но в техническом задании это обязательство не прописано, выполнять его не стали. Берут воду – и питьевую и для технических нужд, из старого водопровода, рассчитанного на нужды города с населением 10 тысяч человек, - водовод не выдерживает нагрузки, аварии постоянные. Люди уже забыли, как нормально помыться и постирать – воды в кранах нет, собирают дождевую воду в тазы, топят снег, если он бывает. Многие отказались от огородов – летом на Тамани жара под 50 градусов, без обильного полива растения гибнут. Под угрозой подсобные хозяйства. У фермера Юрия Балуева 30 голов крупного рогатого скота. Воду животные добывают сами – ходят пить на родниковые озера. Для остальных нужд Балуев использует дождевую воду. В летние месяцы, когда долго стоит сушь, приходится заказывать доставку. Стоимость семи кубов 2-3 тысячи рублей. Этого количества хватает на две-три недели.
- Нехватка воды на полуострове на самом деле очень серьезная проблема, - после колебаний «стоит ли нагнетать обстановку» поделилась с «НИ» эксперт «Эко-центра» эпидемиолог Наталья Д. – Не буду напоминать общеизвестное: любое промышленное строительство в заповедном месте наносит ему урон. Ради государственных интересов об этом предпочитают забывать. Но нельзя не считаться с тем, что стройка влечет за собой приток рабочей силы. Крымский мост, например, уплотнил Тамань на 10 000 человек, столько же здесь и постоянно проживающих. Образно говоря, к одному пересохшему крану прильнули уже двое. И это бы полбеды, скученность и отсутствие нормальных санитарных условий грозит различными эпидемиями. Случись что… Об этом не хочется думать.
Однако таманцы думают, и даже пишут во все инстанции, предупреждая свои тревоги. Неугомонная депутат Новотаманского сельского поселения Екатерина Чеботарева даже прислала письмо в «Новые Известия», в котором требует повысить зарплату медицинским работникам Темрюкского района в связи с тем, что увеличилась нагрузка на медперсонал в поликлиниках и участковых больницах из-за приезжих строителей. Аргументы насчет зарплаты, на взгляд «НИ», убедительные.
«Вновь прибывающих работников заставляют пройти медицинскую комиссию, - пишет она. - В результате за 6 месяцев из 7800 человек, прошедших флюорографию, было выявлено 39 с подозрением на туберкулез. Этих людей не взяли на работу или уволили «по собственному желанию» с рекомендацией обратиться в туберкулезный диспансер по месту жительства. Но нет никакой гарантии, что они не остались работать на Таманском полуострове, т.к. многие приехали на последние деньги. Еще один человек скончался в январе 2017 от туберкулеза открытой формы в Краснодарской больнице. Все эти факты вызывают подозрение на превышение эпидемиологического порога по туберкулезу, и может быть, еще по другим заболеваниям».
Не меньшую тревогу депутата вызывает и допотопное оснащение медицинских учреждений: «В Таманской УБ кабинет флюорографии и рентген-кабинет не оснащены вентиляцией, бактерицидными лампами, нет достаточного количества дезинфицирующих средств. Во всем Темрюкском районе нет пленки для рентген-кабинета. К врачам постоянные очереди, часто приходится ехать за помощью в районный центр за 70 - 80 км. Оборудование ЛОР-врача и офтальмолога устарело как морально, так и физически, на инструментах ржавчина. Из-за непомерной нагрузки врачи Таманской УБ устают к концу дня, что так же влечет за собой ухудшение качества оказания медицинской помощи. Переработка и совмещение не оплачиваются». И уж совсем отчаянное : «В кабинете флюорографии срочно требуется ремонт, линолеум на полу порван…»
Депутат требует объективную комиссию для проверки изложенных фактов. В Крайздраве получили такое же письмо. Корреспондент «НИ», озаботившаяся таманской медициной, узнала это из телефонного разговора с пресс-службой. «А почему линолеум так быстро порвался? – спросили на том конце провода.- Вроде бы, меняли недавно…»
На фоне грандиозной стройки, которая вот-вот соединит мостом Россию с Крымом, мытарства таманцев с мусором, водой и очередями в поликлинику кажутся ничтожными и несущественными. В СМИ об этом практически ни слова. На днях был пресс-тур, отснять очередной успех мостостроителей прибыли все ведущие телеканалы страны.
- Я форму надел, шашку, все, как положено, - рассказывает Иван Григорьевич Трофимов, - прорвался к камере - правду сказать про нашу жизнь. Сказал. Вечером показали - «Таманское казачество на мосту Дружбы». И я, как дельфин, хватаю ртом воздух...
Дельфинов, к слову, на Тамани давно не видели. Ну разве что – по телевизору.