Posted 22 марта 2017, 16:12

Published 22 марта 2017, 16:12

Modified 8 марта, 01:59

Updated 8 марта, 01:59

Дмитрий Ушаков: бонусы чиновникам приведут к коррупции

22 марта 2017, 16:12
Идея Минэкономразвития выдавать бонусы чиновникам, которые смогли сэкономить не менее 10 процентов бюджета проектов, несостоятельна по своей сути и может содержать коррупционную составляющую. Такую мысль в комментарии ФБА "Экономика сегодня" озвучил кандидат экономических наук Дмитрий Ушаков.

"Аналогов подобной инициативы в мире лично я не знаю. Фактически сэкономить на бюджетных проектах есть лишь один способ – на госзакупках. При этом уже существующие инструменты позволяют сэкономленные средства использовать. Но не в интересах отдельных личностей, а для блага региона. Если, к примеру, при проведении тендера на озеленение территории удалось найти подрядчика значительно дешевле, чем планировалось, освободившиеся деньги можно пустить на укладку асфальта. При этом все, что должно быть сделано в регионе, прописано в административных регламентах, их исполнение и есть работа чиновников, за которую они уже получают высокие зарплаты. При начислении предлагаемых бонусов выйдет, что им за одну работу платят дважды.
Зарплата чиновника федерального уровня сегодня превышает средний по России доход более чем в 3,5 раза, оклады госслужащих регионального уровня выше средних по РФ вдвое. То есть чиновники уже получают весьма достойные деньги за свою работу, увеличивать их, что называется "на ровном месте", смысла нет. Государство – это не коммерческое предприятие, чиновники в нем не топ-менеджмент, чтобы получать деньги за некую эффективность. Все это несет оттенок коррупционной составляющей, социальный функции государства и предоставляемые им услуги нельзя оценить на уровне эффективности работы одного человека
Как можно сэкономить на субсидируемых бюджетом проектах, кроме госзакупок – не ясно. При этом порядка 60 процентов бюджета осваивается именно через госзакупки и контракты. Но тендерная система приобретения товаров и поиска подрядчиков работ призвана обеспечить невмешательство в этот процесс госслужащих и заинтересованных лиц. То есть заслуг чиновников в экономии теоретически нет. При этом денег на проекты всегда выделяется не с избытком – их ровно столько, сколько должно хватить на реализацию.
Система работает так, что если в текущем году регион не потратил весь объем выделенных бюджетных денег, то считается, что его потребности ниже. И в следующем году он получит субсидии уже на уровне зафиксированных расходов. Поэтому к концу года чиновники кровь из носу стараются потратить все до копейки. Так появляются тендеры, которые объявляются и проводятся в один день. Кроме того, спешно продумываются и реализовываются проекты, которые весь год лежали "в столе".

Платить чиновникам бонусы за делаемую ими работу – не лучшая идея. Есть административные процедуры и требования, которые должны быть исполнены в любом случае, дело госслужащего – в рамках установленных правил и законов выполнить свои обязательства перед населением. Если при этом удается сэкономить на закупках, в регионе, городе, районе или селе должны быть проделаны дополнительные работы по улучшению жизни и быта граждан. Это суть деятельности госслужащего, платить за которую дополнительно при имеющихся уже высоких зарплатах, на мой взгляд, нецелесообразно", - делает вывод Дмитрий Ушаков.

Полная версия материала здесь

Подпишитесь