«Приглашение международных наблюдателей на учения зависит от ряда факторов. Если Россия намерена продемонстрировать Западу свои военно-стратегические возможности или показать возможности нового вооружения, представители НАТО и стран Запада могут приглашаться на маневры. Но учения оборонительного характера всегда были закрытыми для «наших западных партнеров» - это отработка совместных с союзными странами действий на случай реального нападения, и эта информация разглашению не подлежит ни в коем случае. Весь комплекс маневров «Запад-2017» носил именно такой характер, а значит, присутствие наблюдателей НАТО здесь недопустимо.
Мы наблюдаем очередной выпад Лукашенко в сторону России – в последнее время его апелляции к Европе и НАТО участились, чтобы показать Москве, дескать, Белоруссия может играть и на «два фронта». Это лишь элемент политической игры. Участие наблюдателей НАТО на учениях уровня «Запад-2017» превратит маневры в профанацию – Россия не сможет отработать тактику и стратегию реального противодействия противнику, не раскрыв своих военных возможностей и секретов. Лукашенко это хорошо понимает, но продолжает «давить на психику», добиваясь уступок от Кремля в торговле, нефтяной, газовой и других сферах. Подобными приемами на грани шантажа он пользовался неоднократно на протяжении многих лет, добиваясь уступок от Москвы. Но сегодня российское руководство вряд ли пойдет на компромиссы, тем более в теме обороны и безопасности – Лукашенко перегнул палку, и для России это стало принципиальным вопросом. Фактически Лукашенко более двух десятилетий шантажировал Россию разрывом партнерских отношений и сменой приоритетов внешней политики в сторону Европы. Простейший анализ показывает, что такие шаги быстро «похоронят» экономику РБ, полностью ориентированную на торговлю и сотрудничество с РФ. Более того, Минск итак пользуется беспрецедентными преференциями во всех отраслях сотрудничества, примеров подобной помощи в мире больше нет.
Однако Лукашенко считает, что и этого мало, потому задействует привычные приемы для давления на Москву. Однако в России, видя такой подход, понимают: подобная уступчивость может уронить авторитет Кремля на международной арене. Если США и Европа увидят слабость России перед полностью зависимой от нее же страной, отношение к российскому руководству на официальных встречах международного уровня может резко поменяться.
На сегодняшний день Кремль, похоже, определился с новой политикой по отношению к Минску. Быстрых и легких уступок больше не будет. Если Лукашенко хочет преференций для Белоруссии, ему придется идти на долгие переговоры и компромиссы, в одностороннем порядке преференции закончились. Только такая позиция может выправить сложившуюся непростую ситуацию. При этом предельно ясно: «разворот к Европе» для Белоруссии в нынешних реалиях невозможен в принципе, потому политика шантажа Минска по отношению к Москве больше не сработает», - делает вывод Александр Жилин.
Полная версия материала здесь