Виктор Левин, "Новые Известия"
Эти регионы на протяжении последних лет объединяла одна и та же проблема - конфликт руководства региона с местными элитами. Сегодня в преддверии Единого дня голосования новые врио глав регионов проходят своего рода испытания, чтобы показать, готовы ли они встроиться в новый общефедеральный тренд, направленный на гармонизацию отношений власти и элит.
На этом фоне довольно показательная ситуация сложилась в Республике Карелия, где новые власти смогли найти выход из многолетнего конфликта местной компании - разработчика недр и местных жителей.
Деревня Суна Кондопожского района Карелии стала известна после конфликта местных жителей и горнодобывающей компании-разработчика песчано-гравийного карьера в Сунском бору - прекрасном многовековом лесу в 45 км от Петрозаводска. «Сунские партизаны» - так журналисты назвали группу пенсионеров, выступающих против добычи песчано-гравийной смеси открытым способом, из-за которого пришлось бы вырубить большую часть бора.
Обе стороны конфликта были правы по-своему: жители – морально, а ООО «Сатурн Нордстрой» - юридически. Как заявил врио лавы Республики Карелия Артур Парфенчиков, «все процедуры по оформлению лесного участка с целью недропользования были проведены в соответствии с законом, вот только голос людей, для которых Сунский бор – это неотъемлемая часть их истории, и образа жизни – никто не услышал».
Решение оказалось на поверхности – недропользователь отказался от разработки участка в Сунском бору после переговоров с администрацией. Более чем полугодовое активное противостояние завершено после усилий врио главы республики.
Надо сказать, что случаи противостояния местного населения компаниям-инвесторам – не новость для России. Политолог Андрей Колядин замечает, что это общая тенденция, которая возникает на разных территориях – в Самарской области, в Воронеже и вот теперь – в Карелии. Люди ждут, что от строительства новых заводов или карьеров так или иначе будет хуже, и если региональные власти на чаяния не реагируют, люди выходят на улицу.
Для Артура Парфенчикова решение вопроса «сунских партизан» называют «первым экзаменом» в статусе главы, тем более, что выборы у него совсем скоро – осенью 2017 года. «Это самый сложный вопрос для властей, - отмечает Андрей Колядин. – Особенно если речь идет о месторождениях полезных ископаемых, которые можно добывать только здесь, а не в другом месте».
«Тем не менее, существуют некие компромиссы, на которые власти могут пойти. Например, поселок Роза в Челябинской области, который находится на краю Коркинского угольного разреза. Ситуация с домами, которым грозило обрушение, дошла до президента РФ. Он даже приезжал на место. В результате люди были отселены», - также отмечает политолог.
Наблюдатели и политологи сходятся во мнении, что компромиссный подход к вопросу выстраивания отношений в местными элитами укладывается в общефедеральный тренд, заданный в 2017 году Владимиром Путиным.
«Решение застаревших конфликтов - это именно то, зачем Кремль затеял смену целого ряда губернаторов в этом году, - считает политолог Андрей Тихонов. - Врио Главы Карелии сходу показывает новые подходы к проблемам, с которыми его предшественник не знал как справиться».
По мнению Тихонова, «Парфенчиков демонстрирует тем самым умение искать компромиссы, а не идти напролом. Это качество в данный момент наиболее востребовано и Кремлем, и местными элитами, и населением».