Звездный час Сергея Кургиняна был в 2012 году. Это он кричал на 100-тысячном митинге на Поклонной горе: "Да - честным выборам! Нет - оранжевой чуме!". "Идиотские рассуждения о том, что Путин - зло, и его нужно сбросить, должны быть прекращены!" - взывал к своим сторонникам политик осенью 2012 года, рисуя карандашом схему о том, что "Путин хуже Сталина, но бесконечно лучше Немцова". Это он пугал "либеральной супер-машиной, которая под крышей США ставила ультиматум России".
Надо полагать, что написавший эти "разоблачения" власть имущих сам - как минимум бессеребреник, который уж точно никак и нигде не замарался "оранжевой заразой" приватизации. Разберемся подробнее.
В 1987 году на базе театра-студии «На досках» театральным режиссером Сергеем Кургиняном был создан «Экспериментальный творческий центр» (ЭТЦ), которому Моссовет предоставил комплекс помещений на Вспольном переулке, а также выделил общенародные деньги на реконструкцию комплекса. К 2012 году структуры Кургиняна, в частности ЗАО «Корпорация «ЭТЦ» (ЗАО «КЭТЦ»), владели зданиями и участками в Москве общей площадью около 3500 м2 , которые так и назывались – «квартал Кургиняна".
Поскольку недвижимость ЗАО «КЭТЦ» находилась на муниципальной земле, то это существенно осложняло ее продажу. Нужна была процедура отмежевания. Понятно, что дело это хлопотное и без разрешения и покровительства властей - почти невозможное.
Однако Кургиняну удалось сделать это! И как вы думаете, когда? Да ровно через девять дней его эпохального выступления на Поклонной горе в феврале 2012 года. Процедура, конечно, затянулась на пару лет, но в 2014 -ом с документами на землю было все в порядке. Если это не плата за лояльность к власти- тогда что?
А уже в финансовом отчете ЗАО "КЭТЦ" за 2015 год появляется радующая глаз цифра годового дохода - 266 млн 33 тысяч и рублей, тогда как в предыдущие три года эта сумма составляла 46-49 млн. По мнению экспертов, столь резкий прирост прибыли обеспечен за счет продажи части недвижимости. Таким образом, "буревестник пролетарской революции" и нынешний "борец с олигархами" сам поучаствовал в "незаконной" ( по его же убеждениям) приватизации!
Параллельно ЭТЦ развивал бурную политтехнологическую деятельность. Кургинян был соведущим нескольких передач – «Исторический процесс» с Николаем Сванидзе, «Суть времени» - тоже со Сванидзе, к тому же был создан виртуальный клуб «Суть времени», а записи программ публиковались на видеоресурсе Vimeo. С ростом числа пользователей Рунета интернет-проектов стало больше.
В российском сегменте всемирной сети популярностью пользуется проект «Вестники бури», связанный с Кургиняном. На своей личной странице Сергей Ервандович даже собирает средства для проекта. Также косвенно эту связь подтверждает тот факт, что по номеру телефона ЗАО «КЭТЦ» зарегистрирован фонд «Регнум», одним из учредителей которого является сын политтехнолога Модеста Колерова.
Если внимательно присмотреться к агиткам, которые распространяет проект «Вестники бури» через свой сайт и группы в соцсетях, то можно обнаружить основные объекты «наездов». Это - бизнесмены из первого десятка списка Forbes, например, Алексей Миллер («Газпром») или Игорь Сечин («Роснефть»), а так же бывший министр Герман Греф («Сбербанк»), Андрей Костин (ВТБ). Мелькает на картинках и лицо президента РФ Владимира Путина, которого бывший его сторонник Кургинян иронично зовет "солнцеликим".
Что же случилось, как вышло, что противник «либероидов» вдруг стал «наезжать» на власть, за которую так ратовал на митингах в 2012-м?
Есть вероятность, что к 2014-15 гг. основная часть жителей России переключилась с игр в протесты на Болотной на реальную проблему – мировой кризис. Актуальность политического протеста (или поддержки, если хотите) упала, а вместе с ней уменьшились гонорары как сторонников, так и противников «либерального крыла». Пришлось прибегать к некоему шантажу, к тому же ругать олигархов вообще стало модно. У человека читаемого всегда есть соблазн получить немного миллионов рублей за «блок на негатив».
При этом возросла актуальность выживания – все-таки кризис дал о себе знать всем жителям России. И отсюда куда более тривиальное, чем идеология, объяснение «наездов» на Сечина и Миллера. Поспособствовали «наездам» главные партнеры и спонсоры Кургиняна из нефтяной отрасли.
Каналы эти открылись Сергею Ервандовичу вместе с руководителями ЗАО «КЭТЦ». Директором КЭТЦ является Степина Людмила Александровна, бывший ответственный сотрудник Ноябрьского производственного-технического управления связи АООТ «Тюменьнефтегазсвязь».
Также в документах фигурирует еще один выходец из Тюмени – Александр Иванович Губенко. В проекте межевания он указан как собственник части участка под «кварталом Кургиняна». Александр Губенко и его отец Иван Васильевич Губенко много лет вращались в среде нефтяников в самом сердце региона. Иван Губенко еще в 90-е гг. работал в «Татнефти», некоторые источники утверждают, что также он занимал посты в структурах Вагита Алекперова. Позднее Губенко-старший занял руководящую должность в «Главтюменнефтегзе» и основанном на его базе НПО «Тюменнефтегаз». Затем он возглавил Московскую нефтяную биржу, а с 1993 года — Акционерный коммерческий нефтяной инвестиционно-промышленный банк ЗАО «Нефтепромбанк».
Очевидно, что связи у семьи Губенко имеются серьезные. 2 ноября 2011 года, в свой 75-летний юбилей, Иван Губенко принимал сердечные поздравления от руководства «СоюзНефтеГаза», «Ассоциации Российских Банков», «СургутНефтеГаза», «BDO», «Союза нефтегазопромышленников России», «Кубанской нефтегазовой компании», «Западно-Сибирского землячества» и других. Банк Губенко в свое время сотрудничал с Советом пенсионеров-ветеранов «Роснефти».
А потому легко понять, что нефтяники «первой волны» диктуют свои правила не только семье Губенко, но и Сергею Кургиняну. Насколько ревностно они относятся к реформированию отрасли и нынешним главам ведущих нефтегазодобывающих компаний России, можно судить по «вбросам» и «мемам», которые Кургинян репостит в своих аккаунтах в сосетях.
Еще одним фактом, которы не стоит сбрасывать со счетов, является личная неприязнь Сергея Ервандовича к бывшему соратнику по цеху, а ныне – пресс-секретарю НК «Роснефть» Михаилу Леонтьеву. Тем более, что и в 1991-м, и в 2011-м Леонтьев, подчеркивая, что они с Кургиняном «во многом единомышленники», тем не менее заявлял об ошибочности его: «Митинги – это спусковой крючок. Эта история может быть трагичной для страны», – сказал он в одном из своих интервью.
Слишком много совпадений, чтобы быть случайностью. Скорее, закономерность российской политики: за идею можно и пострадать, лишь бы страдания хорошо оплачивались.