Михаил Делягин
Адская музыка
Россию захлестнул вал хороших новостей. Нефть подорожала, рубль укрепился. Главная цель либеральных правительства и Банка России — официальная инфляция — упала до ничтожного уровня (с начала года по 20 февраля — на 0.8%, т.е. вдвое ниже прошлогоднего). Экономика стабилизировалась: спад в 2016 году сокращён до ничтожных 0,2%, а промышленность и вовсе показала символический, но рост.
"Денег нет", как объявил премьер Медведев, но мы пока держимся, — зато федеральный бюджет от них продолжает захлёбываться. Резервы на 1 февраля составили 7 трлн. рублей, дефицит в 2016 году — 3,5% ВВП (при плане в 3,7%), а в январе незаметен: 0,4% ВВП при уровне 7,4% ВВП в январе 2016 и 5,7% — в январе 2015 года.
Красок добавляет сказочный январский рост реальных доходов населения на 8,1% и рост железнодорожного грузооборота на 11,1%. Это очень инерционный показатель, рост уже на 3% вызывает поиск ошибки или структурных причин… То ли всю нефть стали возить цистернами, забросив нефтепроводы, то ли на манёвры вдруг повезли всю армию, причём туда-обратно, — но рост сногсшибательный. И это при том, что никаких новых велики… простите — имиджевых, других нет, — строек не начинали.
В общем, правительственные либералы утешили президента.
Он, похоже, подозревает: что-то в этом фейерверке радостей не так — за месяц с небольшим по завершении новогодних каникул провёл аж два совещания с экономическим блоком правительства и Банка России. Но его хором заверили, что всё просто великолепно — и лучше не бывает. А экономический рост, наконец, перестанет быть "отрицательным" (то есть спадом) и уже в 2017 году достигнет "головокружительных" 2%.
И в этом привычном благодушии не было бы ничего особо опасного, но все предметы гордости либералов оказались вызваны, насколько можно судить, всего лишь изменением методики расчётов Росстата, — например, включением в промышленное производство "кондиционирования воздуха", "сбора отходов" и ещё 109 видов "новой продукции". Менее чем за полтора месяца 2017 года Росстат дважды пересчитал спад 2015 года: сначала снизил его с 3,7 до 3,0%, а затем и вовсе до 2,8%. Промышленный же спад 2015-2016 годов на 3% волшебным образом сменился ростом на 0,5%. При этом Росстат подождал, пока президент Путин обнародует его оценку промышленного роста в 2016 году (1.1%), и лишь потом сообщил о её повышении — до 1,3%.
Реальная же ситуация настолько удручающа, что завесу над ней вынужденно приоткрыли не кто-то ещё, а сами либералы. Недавно вице-премьер Голодец, не склонная к сантиментам, выходец из олигархических структур, начала призывать к пособию по бедности и прогрессивной шкале подоходного налога, вызвав яростную отповедь премьера Медведева. А затем председатель Счётной палаты Голикова отметила: только выявленные нарушения в работе госуправления оцениваются в 2016 году в 956 млрд. рублей — почти в триллион (по сравнению с 517 млрд. за 2015 год).
Изолгавшаяся, захлёбывающаяся от денег и разложившаяся бюрократия прямо саботирует даже простейшие поручения — даже президентские. Так, поставленная президентом задача по обеспечению полной доступности детских садов в ряде регионов решалась "за счёт увеличения наполняемости групп" — но всё равно так и не решилась. Более того, к 1 ноября очередь детей до трёх лет даже выросла — почти на 20%, до 391 тысячи.
За 9 месяцев расселили лишь треть аварийных домов, намеченных к расселению на 2016 год. Площадь аварийного жилья (и не всего, а лишь подлежащего расселению до 1 сентября 2017) превышает 5 млн. кв. м…
Счётная палата выявила фантастическое завышение цены продукции на её пути к потребителю — правда, политкорректно: пока только в отношении молока. Его розничная цена превышает цену производителя в среднем более чем в 2,2 раза.
Огромная часть авансов, выданных федеральным бюджетом, осталась неотработанной. На 1 октября 2016 года просроченный долг по ним — 0,3 трлн. рублей. Выполнение федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) резко упало: если в 2015 году, когда она была позорно провалена, введено в строй лишь 45,4% её объектов, то в 2016-м — и вовсе только 32,1%. Основные пороки системы госзакупок, выявленные в 2015 году, остались неприкосновенными. Так, предельные цены на одни и те же товары, закупаемые разными ведомствами, варьируются в разы: по ноутбуку для руководителя — в 7 раз, по креслу для него же — в 10 раз, а по принтеру — и вовсе в 62,5 раза.
Незаконный вывод капитала только через фиктивные экспортно-импортные операции, вопреки успокоительной официальной статистике, в 2013-2015 гг., по данным Счётной палаты, составил 1,2 трлн. рублей. Уголовный кодекс РФ, в рамках его медведевской "либерализации", за вывоз капитала по фиктивным сделкам грозит преступникам штрафом в 200-500 тыс. рублей, что может вызвать у них только здоровый смех.
Под сурдинку разговоров о необходимости конкуренции в банковском секторе продолжается его монополизация: доля пяти крупнейших банков в активах выросла с 47,9% до 56%, а число банков, на которые приходится 80% активов, сократилось с 29 до 25.
Социологи РОМИРа и вовсе поставили крест на всём казенном оптимизме, заявив о пятикратном занижении в январе официальной инфляции по сравнению с ростом цен, реально ощущаемым населением. По итогам 2016 года РОМИР оценил ощущаемую населением инфляцию лишь в 7,1% — против официальных 5,4%. Таким образом, в январе, после всех "уточнений методик", официальная статистика, похоже, перестала выражать что-либо, помимо желания начальства и придворных лизоблюдов.
При этом, по данным "Ведомостей", у половины россиян никаких сбережений нет вообще, а 70% из тех, у кого они есть, не смогут прожить на эти деньги больше месяца.
В свете изложенного получается, что контролирующие всю социально-экономическую политику государства либералы убаюкивают президента. Возможно, так на некоторых инновационных фермах коровам играют Моцарта — чтобы мясо было понежнее. А потом они сделают своё дело: доведут народ до отчаяния, когда не жалко будет не то что себя, но даже своих детей, как на Украине, — чтобы мы сорвали страну в Майдан. Который будет страшнее украинского. Они эффективные ребята, эти либералы, умные и рациональные: пока у них получается. И к их успеху надо готовиться — чтобы не дать загнать себя в ад навсегда.
Полная версия материала - здесь