Posted 28 февраля 2017, 11:48
Published 28 февраля 2017, 11:48
Modified 8 марта, 02:06
Updated 8 марта, 02:06
Профессор Академии труда и социальных отношений Андрей Гудков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отмечает, что страховая модель при защите от безработицы у нас в стране существовала до 2001 года.
«Позже она была отменена в рамках ведения ЕСН (единый социальный налог, прим «ЭС») и снижения ставки тарифов страховых взносов. В свое время министр финансов Алексей Кудрин решил, что нужно снижать нагрузку на бизнес. Но если его предложения по НДФЛ были правильные, то его предложения по снижению страховых взносов в федеральные системы обязательно социального страхования таковыми не являлись.
Он тогда предложил перейти к единому социальному налогу, собираемому именно в виде налога и по низкой ставке. Ставки снизили с 42% до 26%. Поэтому, несмотря на то, что бурный экономический рост в стране частично компенсировал уменьшение сбора, многие виды пособий снизились, а некоторые виды социальной защиты и вовсе исчезли.
Отсутствие у нас сегодня страхования по безработице и социальное обеспечение безработных по очень низким нормам тарифов, которые остаются ниже прожиточного минимума, приводят к колоссальной растрате ресурсов рабочей силы.
Такой подход остается огромным недостатком нашей системы социальной защиты. Для того, чтобы восстановить страховую систему защиты от безработицы, надо либо на федеральном уровне наладить сбор от 1% до 1,5 страхового тарифа, либо создать региональные и межрегиональные системы страхования занятости. Тогда регионы смогут самостоятельно заниматься этими вопросами. Например, для Москвы и Московской области необходима единая система страхования занятости, потому как много москвичей работают в области, а еще больше «областников» работает в Москве.
В любом случае основные подходы должны выглядеть так: страховаться должен заработок, страхование должно составлять не менее 45% от утраченного заработка, а пособие сохраняться не менее полугода. Очень важно здесь предусмотреть также меры по переквалификации безработных, а также возврату им той задолженности по заработной плате, которая возникает у обанкротившихся предприятий. На Западе, например, эти риски покрываются в рамках страхования занятости.
Возвращение страховой модели можно произвести достаточно быстро, потому как организационные структуры остались нетронутыми. Центры занятости как работали, так и работают. Вопрос стоит только в финансировании развития определенных видов деятельности – переквалификации работников, обеспечении переезда безработных в регионы, предлагающие рабочие места, и так далее. С момента появления средств понадобится меньше года. Но вопрос о тарифе может согласовываться длительное время», - резюмирует Гудков.
Полная версия материала здесь: https://rueconomics.ru/230162-strahovanie-ot-bezraboticy-novaya-shema-summa-vyplat-i-sroki-vnedreniya