Posted 22 февраля 2017, 10:02
Published 22 февраля 2017, 10:02
Modified 8 марта, 02:30
Updated 8 марта, 02:30
На днях Москву взбудоражили слухи о том, что на углу Мясницкой началось строительство второй очереди театра Калягина. Взбудоражили, потому что некоторые коренные москвичи еще помнят то время, когда на этом месте стоял Храм святых мучеников Фрола и Лавра. И многие надеялись, что он будет воссоздан.
Но 2-го февраля пустырь, просуществовавший 83 года, действительно, обнесли забором, «украсив» его информационным щитом. Да и на сайте театра «Et Cetera» (в переводе на русский язык «И так далее») появилось сообщение: «Дорогие зрители! Первый камень новой сцены «Et Cetera» заложен! Совсем скоро рядом с нашим театром закипит стройка и вырастет второе здание».
Сегодня утром эту информацию в эксклюзивном интервью «НИ» опроверг Главный инженер компании-генподрядчика «РЕГИОНПРОМСТРОЙ» Шапиро Андрей Леонидович: «Главная проблема – это перенос вентиляционной шахты метро. Проект есть, но он на согласовании в Метрополитене, к сожалению, очень долго, бьемся с ними. Они еще перед Новым годом получили всю документацию, и все обещают выдать, но все никак. А мы без этого не можем выйти на площадку».
Ирония судьбы! В далеком 1934-ом году храм отдали на слом для шахты Метростроя. В 2017 году на месте, где стоял храм, именно Метрополитен «заморозил» стройку объекта культуры.
Впрочем, строителям метро нужно отдать должное еще и вот почему: в Москве в 1935 году вышла книга "Метро и прошлое Москвы". Приведем одну из страниц этой книги:
Место, где стоял храм Фрола и Лавра, постройки ХVII, называется в этой книге «площадкой 17 шахты». Но вот что примечательно – метростроевцы не прошли мимо археологического «чуда». Они обнаружили, случайно пробив алтарную стену, пустоту, за которой, как оказалось, существовали несколько потайных ходов. Разведать до конца, что там было – не было у них времени. Но простые рабочие заинтересовались этим, описали. Им бы археологами стать! Но археологами в Москве работают сегодня совсем другие люди. Об одном из них мы расскажем чуть позже. А пока лишь скажем, что с 1934 года никто «археологических» изысканий в этом месте не проводил.
То что Метрополитен стал «преградой» для строительства театра Калягина, может быть, и временной, случайностью бывший 1-й председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества Московского Патриархата Всеволод Чаплин не считает.
«До последнего Господь не позволял Калягину воплотить в жизнь этот проект. То денег не было, то еще что-то, в общем у него ничего не получалось. Есть нечто чудесное в том, что этот участок, как и многие другие до сих пор не застроен. Господь не позволяет никому строить на этих местах, не получилось у Сталина построить дворец Советов на месте Храма Христа Спасителя. И мне верится, что и господину Калягину на этом месте Господь ничего построить не позволит», - говорит протоиерей Чаплин.
Совсем другого мнения на это счет придерживается заместитель художественного руководителя театра «Et Cetera» Ошарин Леонид Вячеславович: «Я не вижу здесь никаких проблем – это чисто технический вопрос, который рано или поздно будет решен».
Одним из первых озабоченность началом нового строительства в центре Москвы высказало Общественное движение «Архнадзор»: «Начавшиеся земляные работы не только окончательно перечеркивают возможность восстановления храма – они ставят под угрозу уничтожения сохраняющиеся в земле фундаменты церкви и остатки древнего некрополя».
«Архнадзор» направил в Департамент культурного наследия Москвы запрос, в котором выражены «сомнения в достаточности проводимых охранных мероприятий».
В 226-ти страничной Проектной документации на строительство второй очереди театра Калягина «Et Cetera» есть раздел VI. ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРОВОДИМЫХ РАБОТ НА ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ. Так вот в нем черным по белому написано:
«Земляные работы по объекту: «Строительство 2-й очереди Театра «Et Cetera» под руководством Александра Калягина (входная группа), подземно-наземный паркинг по адресу: Москва, ЦАО, Фролов переулок, вл. 2» полностью уничтожат культурный слой в зоне проектируемых строительных земляных работ».
И «Архнадзор» задает Руководителю Департамента культурного наследия города Москвы А.А. Емельянову вполне уместный вопрос: «Как предписываемое законом сохранение археологического памятника может сочетаться с «полным уничтожением культурного слоя в зоне земляных работ?»
В проектной документации «разрешение» на земляные работы давало – ООО «Столичное археологическое бюро». Его возглавляет Воронин Константин Владимирович. «НИ» пытались целых два дня получить ответ на заданный «Архнадзором» вопрос, но тщетно. Даже знание номера личного телефона Воронина не помогло, наверное, не надо было предупреждать о теме разговора его секретаршу.
Вот нам непонятно: почему заказчик работ – Департамент строительства и департамент Культурного наследия Москвы не обратились за экспертизой к государственному учреждению – Ордена Трудового Красного Знамени институту Археологии РАН, в котором, кстати, тот же самый Воронин является штатным сотрудником? Почему столь значимый для москвичей уголок старой Москвы с археологической позиции изучало крошечное ООО?
Кстати, по тому же документу – Проектной документации, предусмотрены археологические работы на месте будущего театра члена Общественной палаты Александра Александровича Калягина, которые будут щедро оплачены:
«Проектная стоимость археологических работ для строительства 2-й
очереди Театра «Et Cetera» под руководством Александра Калягина (входная
группа), подземно-наземный паркинг по адресу: Москва, ЦАО, Фролов
переулок вл. 2» в базовых ценах 2000 года с НДС составляет 287 604,77 руб».
(Смета прилагается)
Интересно, какому ООО за это заплатят? На этот вопрос сегодня затрудняется ответить даже Главный инженер компании-генподрядчика «РЕГИОНПРОМСТРОЙ» Андрей Шапиро: «Археологические работы будут вестись, но, когда, я сказать не могу. Это может сказать застройщик, который прячет от меня координаты этих археологов. В УК ГС (Управлении гражданского строительства) этим вопросом занимается Оганесян Карен Гаспарович – зам. по проектированию».
Стоит ли говорить, что и «НИ» у господина Оганесяна этот вопрос прояснить не смогли – не отвечает Карен Гаспарович на телефонные звонки, вот и все!
Вопрос о том, кто получит «приз» - то есть 287 тысяч рублей, наверное, имело бы смысл задать и господину Воронину, но это тоже – из области фантастики, вы, уважаемый читатель, это знаете не хуже нас.
Сразу стоить сказать, что никакого «криминала» в этой истории нет. Так что любителей этого жанра просим не беспокоиться. Здесь, скорее, разговор о морально-этических нормах и представлениях наших граждан. Как известно, занимаются «воспитанием» общественной морали люди творческие, в том числе, относящие себя к слугам Мельпомены – театральные, то есть деятели.
Что думает о строительстве на месте снесенного в 1934 году храма Флора и Лавра сам Калягин сегодня узнать не представляется возможным. И человеку, который, как нам сказали в театре «»Et Cetera» только один и может связать журналистов с Александром Александровичем - Никольской Татьяне Грантовне звонили, и самому Калягину на его личный телефон, и смс с просьбой об интервью на тему морально-этических аспектов строительства «второй очереди театра» отправляли, - молчок.
Но мы не будем никого осуждать – кто такие мы, и кто такой Он? Вот протоиерей Чаплин отвечает на это вопрос так: «Господин Калягин давно стал театральным олигархом своего рода, высказывается от имени всего творческого цеха. Очень часто мы знаем, что за подобного рода публичной деятельностью, стоят такие интересы, которые некоторые люди успешно конвертируют».
Свои сокровенные мысли по поводу отмены строительства «второй очереди» театра и воссоздания на прежнем месте храма, господин Калягин уже высказал, причем в письменной форме. У нас есть этот документ:
Это письмо А.А. Калягина бывшему мэру (в то время действующему) Юрию Михайловичу Лужкову. Написано оно было давно – в 2008 году. В то время СМИ и даже Министерство культуры Москвы сообщали о том, что в скором времени на месте разрушенного храма Фрола и Лавра построят точно такой же храм.
Цитату из письма известного деятеля культуры Калягина «НИ» приводят, предварив ее своими извинениями, за возможное оскорбление чувства верующих:
«Я думаю, в этом есть элемент богохульства: в Церкви отпевают покойника, а в это время совсем рядом в театре играют комедию. С другой стороны, звон колоколов церкви, находящейся в двух метрах от театра, непременно будет мешать зрителям», - цитата из письма А. А. Калягина Ю.М. Лужкову.
Не знаю, как вы, уважаемый читатель, а я перевел дух, когда это прочитал, нет, ну, правда, сильно сказано.
«Возникает сразу вопрос: «А что важнее – театр или храм?» Надо вспомнить, что стоял храм и ангел храма до сих пор на этом месте. Рядом были похоронены люди и их память тоже на этом месте, и она должна быть сохранена», - говорит протоиерей Чаплин.
Мы решили опросить служащих театра «Et Cetera». Ну, не может же быть того, что все они думают, как их худрук. И вот что у нас получилось. Первой мы дозвонились до заведующей режиссерским отделением. Голос Бессоновой Людмилы Геннадьевны звучал весьма жизнерадостно. Она оказалась очень сообразительной дамой, перебила нас сразу после того, как поняла, о чем пойдет речь:
- Может ли мнение Людмилы Геннадьевны …
- Ни в коем случае не может – есть только одно мнение. Ха-ха-ха.
- А правильно строить театр на месте, где стоял храм?
- Я должна подумать, я не против второй очереди, но тут палка о двух концах, я поосторожничаю немножко, хорошо?
Через час, как мы договаривались, заведующая режиссерским отделом театра Калягина трубку не подняла. Но до этого мы успели застать на рабочем месте Никишина Андрея Валерьевича, заведующего радиоцехом. Как оказалось, уже весь театр «был в курсе»:
- Вы решили весь театр обзвонить?
- Да.
- Какой храм? Я про это ничего не знаю.
- Давайте расскажу.
- Зачем? Я воздержусь от комментариев.
Заместитель художественного руководителя театра «Et Cetera» Леонид Ошарин, который курирует вопрос строительства «второй очереди», полностью солидарен со своим руководителем.
«Решение принимали не мы – это правительство Москвы приняло решение. Я тоже считаю, что возведение храма возле театра – абсурд», - говорит Ошарин.
Авторитет Калягина – сильная штука. Мы не случайно перед этими словами опубликовали фотографию Патриарха Алексия Второго. Именно он почти добился того, что на месте поруганного храма у Мясницких ворот должен был возродиться его «преемник».
Вот как это должно было выглядеть:
Вот как это будет выглядеть, если будет построена «вторая очередь» театра Калягина:
Мы разыскали одного из авторов проекта восстановления храма Фрола и Лавра, - Андрея Альбертовича Анисимова.
«У нас по закону без археологов ничего строить на таком месте нельзя, тем более, что фундаменты частично сохранились, их обмеры я видел. Наш проект должен был располагаться чуть в стороне, по условиям метрополитена. Там проходят вентиляционные шахты, от которым надо сохранить расстояние определенное. Смещение было предусмотрено порядка 1,5-2-х метров. То есть в принципе – на том же месте. Мне сложно оценивать работу коллег, я бы воздержался давать оценку проекту. А вот то, что на месте храма строится театр – это совсем неправильно. Если нет денег на воссоздание исторического облика этого уголка Москвы, то, на мой взгляд, необходимо, как минимум, было бы поставить часовню, а еще лучше – современный храм, для того чтобы там продолжалось богослужение, молитва», - заявил в интервью «НИ» Главный архитектор Товарищества реставраторов Анисимов.
Андрей Альбертович интеллигентный человек: он не стал критиковать уже построенное здание театра. Вот оно, - с «тыла», и «анфас»:
С тыльной стороны и планируется пристроить … 8 этажей, общая площадь «пристройки» составит 3 800 кв. метров.
Ветеран Общественного движения «Архнадзор» Александр Можаев так отзывается о театре Калягина: «Церковь, стоявшая рядом, точнее перед ним, середины XVII века – замечательная, узорочная, традиционная для Москвы. Если воссоздать ее, то ужасы на заднем плане будут уже не так заметны».
Конечно, - это частное мнение. А что же думает по этому поводу Главный архитектор Москвы? Кузнецов Сергей Олегович на связь с нами так и не вышел. Его пресс-секретарь выслала нам только его письменное заявление:
«Сложная площадка и, к сожалению, пока у авторского коллектива нет ответов на те вопросы, которые ставят коллеги. Принят аргумент полезности для самого театра, но на самом деле в этой планировке ничего удобного нет. Масса существующего здания вполне себе спокойна, но в проекте второй очереди откинута его рациональность, и авторы ухватились за форму абсолютно вторичную, развив из этого жеста гигантскую интригу, от которой пространственно и эстетически одни минусы. Я даже не против элементов декора, это вопрос второй, просто я призываю не усложнять, сделать спокойный фронт театра, выходящий на почти прямоугольную площадь. Если авторам нравятся эти окна и эти карнизы — разместите их на композиции, более релевантной этому пространству».
Однако интернет-издание «Наше Наследие» приводит вот какие слова Кузнецова: «Этот проект не подходит для центра столицы. Глядя на него, возникает ощущение хаоса».
«Есть письмо Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о том, что этот храм надо восстановить. Москомархитектуры считает, что это вполне возможно», - говорил Кузнецов.
Что же заставило Главного архитектора подписать сметы на «вторую очередь» театра Калягина? А ведь подписал! Вот его подпись, поставленная 04.09.2015 года на странице 166 Проектной документации, под Свидетельством об утверждении архитектурно-градостроительного решения объекта капитального строительства (той самой «второй очереди» театра Калягина):
Разработка проекта «пристройки» к театру уже обошлась Москве в 57 млн рублей, а закупка оборудования и мебели обойдется уже в 140 млн рублей.
Интерьеры будущего театра Калягина выглядят на эскизах вот как:
Да, и Бог с ними – деньгами, интерьерами, изменениями позиции. Примечательно вот что: обсуждением вопроса целесообразности строить «вторую очередь» вместо воссоздания утерянного Храма Фрола и Лавра почему-то сегодня озабочены только светские люди, - вот почему?
«Было бы хорошо, если бы Патриарх высказал свою позицию по этому вопросу. Я, конечно, понимаю, что нельзя сделать все одновременно. Думаю, что по поводу храма ему стоит высказаться, чтобы хоть место это не застраивали, чтобы там был установлен памятный знак», - заявил в интервью «НИ» протоиерей Всеволод Чаплин.
«НИ» обратились в Патриархию с запросом о том, высказывался ли Патриарх Кирилл по этому вопросу, и если нет, то планируется ли такое заявление.
Предшественник Патриарха Кирилла, Алексий Второй боролся за дело возрождения храма Фрола и Лавра «до последнего», даже после того, как Лужков принял решение о строительстве вместо храма двух часовен на его месте.
«Хочется верить, - писал Патриарх, - что данная формулировка (протокола совещания у мэра от 12 ноября 2007 г. – Ред.) является всего лишь отражением попытки некоторых заинтересованных организаций ввести в заблуждение Вас лично и Ваших коллег относительно реальной архитектурно-градостроительной ситуации… Прошу Вас вернуться к вопросу воссоздания храма свв. мчч. Флора и Лавра в его исторических границах», - писал Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II 6 августа 2008 года в обращении к Юрию Лужкову.
Узнав о письме Алексия Второго, 24.09.2008 Калягин пишет письмо Лужкову, которое мы процитировали не полностью. Вот еще несколько цитат:
«Как всегда, когда возникают критические ситуации, я обращаюсь к Вам. Признаюсь, нахожусь в полном отчаянии: я получил письмо из Контрольного комитета города Москвы, в котором меня просят сообщить о своей позиции по вопросу восстановления Храма святых мучеников Флора и Лавра в его исторических границах.
Дорогой Юрий Михайлович! Я уже излагал свою точку зрения, и продолжаю настаивать на том, что идея воссоздания Храма святых мучеников Флора и Лавра в его исторических границах абсурдна…
Дорогой Юрий Михайлович, надо спасать ситуацию. Вы построили для москвичей потрясающий театр, который уже полюбили зрители. Он стал частью архитектурного комплекса, в который уже нельзя вписать Церковь: ни по законам архитектурной гармонии, и самое главное, ни по законам смысла.
Я уповаю на Вас, только Вы один можете принять правильное решение. Очень надеюсь на Ваше понимание и поддержку.
Искренне Ваш, с глубоким уважением и преданностью, Александр Калягин».
Авторитетный человек – Александр Александрович Калягин, ничего не скажешь. К нему, а не Патриарху Алексию Второму прислушался бывший мэр. Нынешние московские власти и о двух часовнях, обещанных верующим Лужковым, уже и не вспоминают.
Эксперт в области православной религии - Всеволод Чаплин в задушевной беседе с автором этой статьи выразил сомнения в том, что письмо Калягина может оскорбить чувства верующих. Но и уверенность Александра Александровича в том, что «звон колоколов церкви, находящейся в двух метрах от театра, непременно будет мешать зрителям», тоже не разделил.
«Здесь речь идет, боюсь, о страхе перед гипотетическим звоном, который может разбудить душу, побеспокоит совесть», - сказал священник.
Ну что к этому можно добавить? Только заявление Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, во всяком случае, нам так кажется.