Posted 20 февраля 2017, 18:02
Published 20 февраля 2017, 18:02
Modified 8 марта, 02:31
Updated 8 марта, 02:31
Участники «Марша рассерженных»в приняли резолюцию, основные требования которой: отменить позорный декрет №3 «О предотвращении социального иждивенчества», остановить снижение реальных доходов населения, вернуть народу свободные, справедливые выборы.
На выполнение этих требований властям дается один месяц – до 17 марта этого года.
На марш вышло несколько тысяч человек. Для Минска это стало самым массовым оппозиционным митингом с 2010 года. Полумиллионный Гомель не видел таких акций протеста с начала 90-х годов. В Бресте и в Гродно наделали шуму 300 участников. В Витебске на площадь Победы пришли 200−250 человек. В Могилеве акция собрала около 400 человек. Полтора-два десятка «тунеядцев» защищали свои права практически в каждом населенном пункте Белоруссии. Людей можно понять: налог на тунеядство коснулся каждой третьей белорусской семьи.
В 2015 году , подписывая декрет «О предупреждении социального иждивенчества», Лукашенко называл его «актом высшей государственной справедливости», согласно которому безработные граждане, «иждивенцы, паразиты и дармоеды», обязаны компенсировать государству расходы на социальное обеспечение в размере $ 200 в год. За уклонение от уплаты налога грозил штраф и административный арест, что тоже преподносилось как стимулирующая мера для разбаловавшихся подданных. Таковых, по предварительным подсчетам властей, в десятимиллионной республике набиралось около 400 тысяч человек. Среди них те, кто в течение года не работал 6 месяцев, не стоял на бирже или дважды отказался от предложенной работы, люди предпенсионного возраста, не желающие переучиваться на новую специальность, женщины, засидевшиеся в декрете, студенты, взявшие академический отпуск, творческие работники, фотографы,журналисты – фрилансеры, заключенные, бомжи, в том числе не имеющие официальной регистрации,а также граждане, выехавшие на временные заработки в Россию и страны ЕС, но не сумевшие это подтвердить.
Почти полтора года декрет Лукашенко запугивал белорусов и взывал «тунеядцев» к совести. А это время фискальные органы по-тихому брали на карандаш всякого «подозрительного», примеряли к нему звание «нахлебника» и в итоге насчитали в республике 470 тысяч граждан, которых можно ошкурить на 200 долларов в пользу бюджета. Последний срок уплаты налога – 20 февраля.
Озверевшие люди вывалили на улицы.
ПОКА СЫНКИ КУРОЛЕСЯТ
Протест возглавили три оппозиционные структуры Белоруссии – Объединенная гражданская партия (ОГП), движение «За свободу» и незарегистрированная партия «Белорусская христианская демократия» (БХД). Лидер ОГП Анатолий Лебедько заявил «НИ», что «Лукашенко вступил в самый сложный период в своей карьере. Испорченные отношения с Москвой, неспособность решать вопросы с ключевым союзником, нарастание внутренней нестабильности, потеря доверия со стороны электората и номенклатуры создают большие риски для его политического будущего». На этом неблагоприятном фоне еще и пополнять бюджет за счет собственных обездоленных граждан, это все равно, что подписать себе приговор, - духарится оппозиция.
А Батька взял да и уехал в Сочи на Госсовет, пока они тут духарятся и выносят ему приговоры. Хотя чего ему там делать целую неделю, если у Путина, по словам его пресс-секретаря, такой плотный график, что никаких встреч с Лукашенко не планируется.
- Это обычный прием нашего президента: отсидеться где-нибудь, пока «сынки» куролесят и появиться, когда весь пар вышел, - говорит редактор газеты «Народная Воля» Иосиф Середич. – На этот раз так не получится, слишком далеко все зашло.
Накануне Середич встречался с Лукашенко, предлагал ему пойти путем Ярузельского и провести национальный круглый стол по урегулированию проблем с безработицей и «вредительским» декретом.
ЗАНОЗА В СЕРДЦЕ
- Это ведь только по данным нашего президента, уровень безработицы в республике — один из самых низких в мире и не превышает 1%., - сказал Середич. - Реальная безработица составляет 15%. Многие предприятия работают неполную неделю, отправляют людей в неоплаченные отпуска, месяцами задерживают зарплату. За что еще раз наказывать этих безответных и терпеливых тружеников?
По мнению оппозиции, когда вводили налог, Лукашенко в первую очередь хотел обложить данью тех граждан, которые зарабатывают в России – «это у него как заноза в сердце, вечный укор, что у Путина им лучше, чем дома». По самым скромным подсчетам, на заработки в Россию уехало около 500 тысяч белорусов, десятки тысяч — в ЕС. Белорусские граждане чаще всего работают в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае, на Крайнем Севере и Дальнем Востоке, включая Сахалин. В основном заняты в строительстве, но работают также и в сфере IT, в промышленности, связистами, охранниками, водителями; женщины — домработницами, официантками, продавщицами и т. д. Многие работают в тяжелых условиях на стройках без должного оформления, пенсионных и социальных отчислений. Живут в бытовках, экономят как могут, а все заработанные деньги везет в домой на пропитание семьи. В районных центрах на заработки уезжают целыми семьями, бросая жен и оставляя детей на воспитание бабушкам.
Подработать в ЕС, в той же Польше становится все труднее. Раньше челночили, мешками возили туда сало. Сейчас на границе строго, да и сало поляки почему-то разлюбили. Ну хоть позориться не надо, а то уже поляки смеялись: если встретишь тунеядца с оттянутыми руками,- это белорусс.
- Если бы белорусские власти вовремя спросили людей, то, возможно, «признали бы свою ошибку с декретом и сконцентрировались бы на том, чтобы создавать рабочие места - люди могли бы платить в бюджет реальные налоги, - сказала «НИ» Анна Конопацкая, единственный оппозиционный депутат белорусского парламента.
КРУТИ НАЗАД!
Еще не поздно все исправить. Новый налог пока заплатили всего 24 тысячи человек. Вместо сотен миллионов долларов бюджет получил около $ 7,5 млн. Расходы на сбор этих средств значительно превысили полученную выгоду, особенно если подсчитать трудозатраты на подготовку и рассылку налоговых уведомлений. Люди всячески саботируют лукшенковскую причуду – не открывают дверь почтальонам для вручения налогового уведомления, отключают телефоны, чтобы не слушать предупреждения, лишний раз не выходят из дому, чтобы не столкнуться с мытарями. Не работает даже такая предпринятая властями мера, как рассылка жировок через школьников с грозным предупреждением родителям, что ребенка заберут в приют, если они не расплатятся по долгам.
Ох....ренеть! - комментируют в соцсетях эту цидулю, выставленную Аленой Шэучык.
СЕТЬ СОПРОТИВЛЕНИЯ
Борьба с декретом №3 идет по многим направлениям. Во-первых, он вступает в противоречие с международными договорами, которые Беларусь подписала в рамках Международной организации труда. Противоречит также ст. 8 ч. 3 Международного пакта о гражданских и политических правах: «… Никто не должен принуждаться к принудительному или обязательному труду…» Понятие о запрете на принудительный труд закреплено и в ч.4 ст. 41 Конституции Республики Беларусь, в ст. 13 Трудового кодекса Республики, а это значит, что гражданин Беларуси сам решает работать или не работать.
Александр Лукашенко, только- только наладивший отношения с Евросоюзом и избавившися от санкций, вряд ли упрется рогом в эти несчастные 200 долларов с «тунеядца», чтобы опять огрести по полной. Что-то будет. Возможно, не скоро – не тот у президента характер, чтобы отступать по первому чиху подданных.
Тем временем, активисты по всей стране собирают подписи за отмену декрета – в офисах, на рынках, в интернете. Подписавшихся уже десятки тысяч. Еще больше – записавшихся в «Партию тунеядцев», созданную в соцсетях « назло» властям. Народ все прибывает. Споры – зачитаешья!.
«Присоединяюсь, вместе мы сила, мы заставим дармоедов-чиновников и тех, кто их крышует, уважать белорусский народ», - пишет некто под именем Александр Селезень.
«Ребята, давайте что-то делать, раз мы все тунеядцы и нас много», - призывает пользователь Anton Lauzin.
Оршанец: «А я работаю и, может быть, даже хорошо по сегодняшним меркам зарабатываю, но понимаю, что всё это может в любую минуту закончиться. Несколько раз уже был на полном дне. И дело тут не в пьянке, куреве или наркоте - просто такова была экономическая ситуация. Бывало, по полгода работу искал. Бывало, по несколько лет работал без оформления. И на мне ещё пенсионеры висят фактически.
Ребята, можно с вами. И готов помогать, чем могу.
Олег: «Тунеядцы будьте бдительны! Возможно эти группы создаются, или будут контролироваться стукачами и спецслужбами, так что светиться там будет опасно, возможно это провокации. Будьте начеку тунеядцы. Наш девиз: не отдадим ни одного своего тунеядского рубля зажравшимся чинушам!»
И уж совсе невообразимое: «Даёшь своего кандидата в президенты! Нас большинство, легко победим на выборах!»
Ну-ну! Для начала отбейте хотя бы свои 200 долларов.