«Мы уже видели подобные игры, когда белорусы закупали нефть в Венесуэле. Здесь все упирается в стоимость. Дешевле, чем Россия, никто никогда Белоруссии нефть не продаст. Частично Белоруссия может загрузить свои НПЗ нефтью из других источников. Если же говорить о полном замещении российского топлива, то в этом случае даже железная дорога не смогла бы пропустить столько составов с нефтью, потому что нефтепровод к белорусским НПЗ подведен только из России. По железной дороге в Белоруссию можно поставить не более трех-четырех млн тонн нефти в год – это максимум. Иначе придется расширять железнодорожные подходы, а это – дополнительные затраты.
Но самый красноречивый аргумент в пользу российской нефти мы можем найти в официальных данных Белстата, где написано, что за 2016 год в Белоруссию поступило 120 тысяч тонн нефти из Казахстана. Объем здесь не важен – важно другое: каждый баррель казахстанской нефти обошелся Белоруссии на 10 долларов дороже, чем нефть из России. Причем топливо из Казахстана прошло с низкой стоимостью прокачки. Казахстан прокачал его через Россию, обратившись за этой услугой к «Транснефти».
Соглашение с Ираном о 80 тысячах тонн нефти – это мизер. Доставят они ее, скорее всего, железной дорогой, потому что этого объема даже не хватит, чтобы наполнить нефтепровод «Одесса – Броды». Когда нефть придет, они отрапортуют об экономических успехах, но потом, примерно два месяца спустя, появятся данные Белстата, где мы увидим реальную стоимость иранской нефти.
Иран не собирается никому продавать свою нефть с какими-то скидками. Зачем? Они вышли из-под санкций, они успешно торгуют, они отправляют в Китай все больше и больше нефти. Им как раз нужны деньги, а не хорошие отношения с Белоруссией.
Если Белоруссия хотела бы обострить конфликт, она отказалась бы от старой индексации тарифов на прокачку российской нефти через территорию Белоруссии и в одностороннем порядке, нарушая все договоренности, пошла бы на реальное обострение отношений. Я думаю, что белорусы этого не хотят. Они хотят получить сильные переговорные позиции, но не сталкиваться лбом с Россией.
Белорусы предпочитают более мягкий вариант – демонстрировать нам, что чисто технически они могли бы найти некоторые небольшие замещающие объемы. Мол, мы и с Ираном договариваемся, и с Азербайджаном, и с Казахстаном. Отказаться от российской нефти Белоруссия не сможет полностью даже технически, а в целом это абсолютно нецелесообразно и с экономической точки зрения. Россия поставляет очень дешевую нефть. Мы никуда не продаем нефть дешевле, чем в Белоруссию. Для них это очень выгодное направление, и отказываться от него никто не хочет. А Россия зависит от транзита нефти и газа через Белоруссию, поэтому РФ тоже невыгодно разрывать отношения или усугублять конфликт», – резюмирует Игорь Юшков.
Полная версия материла здесь.