Posted 15 февраля 2017, 16:40

Published 15 февраля 2017, 16:40

Modified 8 марта, 02:34

Updated 8 марта, 02:34

Станислав Митрахович: «Южный поток» не даст Турции превратиться в Украину

15 февраля 2017, 16:40
Сюжет
Газ
В целом проект «Южный поток» возможен в контексте договоренностей не только и не столько с Болгарией, сколько с Брюсселем, заявил в интервью ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

«Как отметил Путин, мы на Болгарию зла не держим и теоретически можем вернуться к идее строительства «Южного потока». Но нам надо наверняка знать, что София в процессе реализации проекта не развернется в противоположную сторону. Понятно, что если Еврокомиссия (ЕК) будет создавать проблемы для этого проекта, и не разрешит использовать мощности на болгарской территории под нужды «Газпрома», то проект не удастся.
В целом проект возможен в контексте договоренностей не только и не столько с Болгарией, сколько с Брюсселем. Болгария вынуждена подчиняться решениям Совета Европейского союза и Европейской комиссии, потому что она не имеет достаточного политического и экономического веса для принятия независимых решений. Болгария зависит от субсидий, получаемых в рамках бюджета ЕС на свое сельское хозяйство, и она не намерена ссориться с Брюсселем.
Более того, даже если Болгария даст разрешение на строительство трубы на своей территории, то все дальнейшие ответвления от нее будут зависеть от воли ЕК. Она может потребовать распространения на «Южный поток» требований третьего энергопакета, и тогда Газпром сможет задействовать только половину мощностей от трубы.
Похожая история произошла с газопроводом OPAL. Труба используется только наполовину, потому что попала под антимонопольное регулирование, и решение ситуации лежит в политической плоскости, целиком завися от решения брюссельской бюрократии
Для некоторых государств восточной Европы, той же самой Венгрии, газ может стать гораздо дешевле, чем его поставки через «Северный поток» и транзитные территории.
Кроме того, если мы построим прямую трубу в Болгарию, то отпадет необходимость в строительстве второй нитки «Турецкого потока», и тогда Турция не получит статус транзитного государства. Лучше всего нам ни от кого не зависеть в вопросах поставок газа.

Я всегда считал, что российско-болгарские восстановить можно, сейчас у власти там находится новый президент. Возможно, вскоре мы увидим и новое правительство, которое будет к России лучше настроено. А если во второй половине текущего года мы улучшим отношения со странами Западной Европы, то нам будут меньше вставлять палки в колеса по вопросу возобновления проекта «Южный поток» в его мини-версии. В оптимальном варианте одна труба идет в Болгарию, а другая сначала рядом с ней по Черному морю, а потом доходит до Турции», - резюмирует наш собеседник.
Полная версия материала здесь.

Подпишитесь