Уменьшив почти 150-миллионную кредитную задолженность на 40 миллионов в течение прошедшего года, пресс-служба брянской мэрии, цитируя городского «голову» Александра Хлиманкова, радостно рапортует – брянские троллейбусы практически работают с прибылью.
Откуда на чиновничьих лицах радость от того, что «троллейбусный бизнес снова пошел в гору»? В какую гору, если он давно стоит под ней и небольшой обвал совсем похоронит троллейбусное движение в Брянске, как факт. А обвал неминуем – банки не станут просто ждать свои деньги – они их по любому вернут. А пока счетчик тикает – и счетчик этот, по большому счету, есть городской бюджет, а не троллейбусный, которого нет.
Да и в наступившем году троллейбусников (а значит, и городской бюджет) ждут нелегкие времена. Сейчас на балансе Брянского троллейбусного управления (БТУ) находится сотня с небольшим машин (против 180 несколькими годами ранее), из которых, по уверениям троллейбусников, 92 ежедневно находятся на маршруте. То есть, всего 8 машин в это время стоят в депо. Вранье. Достаточно просто пройти мимо депо (открытые ворота со шлагбаумом позволяют заглянуть внутрь, не нарушая внутреннего режима), чтобы увидеть скопление троллейбусов на его территории, причем, в любое время – утром, днем, вечером, в час пик. Кроме вранья есть еще и небольшая хитрость – в учет пребывания на маршруте идут все троллейбусы, хоть на полчаса выехавшие из депо: те, что с утра вышли, а в обед ушли, заменяемые другими, те, что на обкатку после ремонта вышли, те, что школьников по договоренностям с районо в театр повезли… По таким подсчетам хорошо еще, что «девяносто две» единицы на маршруте – а то, если каждый выезд и заезд считать за полный маршрут, в день может выйти и двести троллейбусов, которых в БТУ и в помине нет.
Мэр Брянска Александр Хлиманков заявил, что БТУ в скором времени может получить 14 новых современных троллейбусов. Именно получить, а не приобрести – ибо, покупать их будет городской бюджет, которому самому «не до жиру». Эти почти полтора десятка новеньких машин, по мнению градоначальника, позволят существенно обновить троллейбусный парк, на сегодня изношенный под 92%.
Задайте задачку любому школьному троечнику высчитать процент 14 от 100 (округлим количество еще живых брянских троллейбусов) – правильно, 14%. Подходит ли такой процент к слову «существенно»? Даже близко не подходит. 14% они и в Африке всего лишь 14%. Тем более, брать новые машины власти будут в лизинг и заявленные под него 15 миллионов рублей в течение трех последующих лет надо будет отдавать. В теории – за счет прибыли, получаемой БТУ. На практике – снова за счет бюджета, как уже не раз бывало и как еще не один раз будет. Тем более, ну, ума не приложу – откуда взяться прибыли у БТУ? Если только за счет очередной «оптимизации», которой по прогнозам директора МУП «БТУ» Натальи Назаровой может стать чуть ли не 50%-ное сокращение работников предприятия. По словам госпожи Назаровой сокращение не коснется основных сотрудников – водителей и кондукторов. От лукавого такое заявление – водителей-то на самом деле не сократишь, если только сам за руль не сядешь, а вот кондуктора в салонах брянских троллейбусов на сегодня – явление экзотическое.
Да и пользуется троллейбусами сегодня в городе в основном какая-то часть пенсионеров, еще по привычке покупающих проездные билеты – все остальные предпочитают маршрутки и муниципальные автобусы, маршруты которых выглядят более оптимизировано, чем троллейбусные – поэтому «рогатый» транспорт даже в час пик зачастую ходит почти пустой. Да и свои маршруты в БТУ постоянно поджимают – к примеру, один из самых востребованных в городе маршрутов № 10 в свое время убрали совсем, а маршрут № 3 сделали таким длинным и витиеватым, что сесть на него можно только при желании выспаться.
Еще один этап «троллейбусной оптимизации» - почти полное упразднение из салонов уже ставших было привычными кондукторов, о не сокращении которых упоминала Наталья Назарова. На них решили сэкономить, по умолчанию предложив пассажирам оплачивать проезд у водителя – и получили обратный эффект.
Правда, у той же Натальи Назаровой своя правда: «Это вынужденная мера, на предприятии дефицит кадров. И чтобы не сокращать количество машин на маршрутах, было решено разрешить часть транспорта пустить без кондуктора».
Но кому охота заходить в троллейбус, возможно, с какой-то нелегкой поклажей, и тащиться через весь салон к водителю? Мы все потихоньку привыкаем к сервису, к каким-то удобствам – и в салоне троллейбуса их не просто минимум – их нет совсем. Да и время – деньги, маршрутка раз – и подлетела, а попробуй-ка дождись нужного троллейбуса, задавшись целью уехать именно на нем? Время потеряешь, замерзнешь или промокнешь, глядя на трафарет возле остановки, где с усмешкой смотрит на тебя расписание этих самых троллейбусов с интервалом пять минут, семь минут… Да и погода тоже не лучший друг этих неповоротливых монстров – мокрый снег, гололед, снегопад, сильный ветер – все, «тралики» встали. Или обрыв проводов где-то или просто не тянут по скользкой дороге. Ну, и энергетики не стоят в стороне, время от времени отключая троллейбусников от «розетки» за нескончаемые долги.
Что делать со всей этой бедой? Ведь если БТУ и будет существовать дальше – то только за счет городского бюджета, дыр для латания у которого и без троллейбусников навалом. А ведь если присмотреться, погоды в пассажирских перевозках троллейбусы не делают никакой – и убери их сейчас совсем одним махом, это заметили бы лишь по причине разгрузки «пробочных» городских дорог. Да, брянские автобусы тоже не в шоколаде и тоже в долгах (порядка 28 миллионов) – но эти машины более опрятны и уютны как снаружи, так и внутри, да и маршруты их движения более практичны. Да, лихие брянские маршрутчики вызывают немало нареканий своим «шумахерством», полным отсутствием этикета в общении с пассажирами и страстным желанием набить салон в час пик «под завязку». Но и автобусы и особенно маршрутки ездят. Их немало. Ими можно уехать. Многими из них можно прямо доехать из пункта «А» в пункт «Б», не пересаживаясь по два-три раза, как в троллейбусы, которые вроде как дешевле по проезду (16 рублей вместо 20-ти маршруточных), но на перекладных два-три раз по шестнадцать да с получасовым ожиданием на остановках легко превращают троллейбус в объект ненависти и матерных афоризмов.
Предложения о «кремировании» троллейбусов раздаются не впервые - мол, город разгрузить, и бюджет… И частным перевозчикам новые перспективы и муниципальным автобусникам возможность для новых маршрутов… Конечно, 60-70% пассажиров троллейбусов – льготные категории граждан, которые ездят или бесплатно или дешевле тарифа. Ну, так погашает эту бесплатность опять же город – и погашает БТУ, где по любому этим деньгам не найдут применения. Отчего же льготников не перевести на другой транспорт? Так нет, тянут брянские власти, как те самые дед с бабкой – да все вытянуть не могут… А выход из положения далеко искать не ходят – очередной кредит, лизинг, займ… Или просто из собственного скромненького бюджета.
Чиновничий век короток – отбыл положенный срок и обратно в бизнес или другое теплое местечко. Отдавать уже другие будут – с них и спрос. Только ведь не другие отдавать будут – отдавать город будет, кто бы в нем когда не правил бал. А город – это мы, его жители, а значит, и отдавать нам – в виде нового местного налога, вдруг подорожавших проезда, продуктов, тепла и электричества. Только чтобы полупустой троллейбус ходил по городу…