Правозащитники подсчитали, что платные инфоуслуги при кредитовании россиян увеличивают стоимость займов в 1,5-2,5 раза. Подключение таких услуг является добровольным, однако они являются необходимыми для своевременного обслуживания кредита. Тем не менее, лишь треть российских банков согласны предоставлять информационные услуги бесплатно.
Как пишет «Коммерсант», Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП) представила исследование «Рынок финансовых услуг: Как защитить права потребителя». Эксперты КонфОП проанализировали условия кредитных договоров по кредитным картам и кредитам наличными 25 крупнейших розничных банков, а также займов 25 микрофинансовых организаций (МФО).
В результате специалисты конфедерации пришли к выводу, что с учетом сопутствующих подобным кредитам (на небольшие суммы и с высокой ставкой) платных информационных услуг ПСК, указываемая в договорах с заемщиками, занижена в 1,5-2,5 раза.
Как заявил представитель правления КонфОП Дмитрий Янин, информационные услуги очень важны для нормального обслуживания по кредиту. Тем не менее, они являются добровольными, в расчет ПСК не принимаются.
Полная стоимость кредита рассчитывается по формуле, установленной Банком России. Она учитывает все обязательные платежи заемщика по кредитному договору, при этом банки обязаны прописывать ПСК в договорах и сообщать ее заемщикам до заключения сделки. При этом уточняется, что кредиторы не могут выдавать займы, превышающие предельный уровень ПСК, который регулируется Центробанком.
Исследование КонфОП также показало, что меньше трети кредиторов предлагают бесплатные услуги информирования о состоянии кредита. Более, чем в 70% случаев при получении кредита наличными заемщикам предлагается подключением дополнительных услуг, которые являются платными. В основном банки берут комиссию за предоставление отчета по счету карты, информацию о доступном лимите по карте, получение выписки через банкомат и за СМС о просрочке.
В КонфОП подчеркивают, что заемщики не всегда в курсе, что им придется платить за услуги по информированию. Поэтому конфедерация выступает за то, чтобы законодательно обязать банки раскрывать клиентам состав и структуру платежей, из которых складывается ПСК. Результаты своего исследования организация собирается направить в заинтересованные ведомства. В первую очередь результаты представят Центробанку, чтобы подготовить законодательную инициативу для последующего внесения в Госдуму.
Тем не менее, уже сейчас депутаты ГД заявили о своей готовности поддержать эту идею. «В том, чтобы полностью раскрывать структуру ПСК, есть рациональное зерно. Потребитель действительно должен знать, за что именно ему предстоит платить, это сделает кредитование более прозрачным. Мы готовы обсуждать и прорабатывать данное предложение, когда оно к нам поступит», - заявил глава комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков
Банкиры, со своей стороны, не одобрили предложенные конфедерацией нововведения, они сошлись во мнении, что полностью раскрыть ПСК невозможно. «Все зависит от конкретной ситуации, поведения конкретного заемщика, как часто он будет получать те же СМС от банка или запрашивать выписки, как часто и какими банкоматами пользоваться, это невозможно предугадать и прописать в договоре», - уточнил зампред правления банка «Ренессанс-кредит» Сергей Королев.
В ответ на это конфедерация предлагает рассчитать усредненное значение и ориентировать на него потребителей. «Есть такое понятие — типовой заемщик. Его поведение можно просчитать, увидеть частоту запрашиваемых им услуг и на основании этого произвести расчеты, так что все решаемо», - говорит Дмитрий Янин. При этом он добавил, что расчеты должны проводиться совместно с Центробанком и банковским сообществом.
Отметим, что в Центробанке пока никак не комментируют данную инициативу. Однако от мнения финрегулятора зависит, будет ли предложение КонфОП реализовано.