95-летнему Илье Борисовичу Вишнепольскому сделали ремонт в квартире только «на бумаге». Расследование «НИ»: как под ширмой социальной помощи московские чинуши обворовывают инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны.
Илья Борисович Вишнепольский был призван в армию в 1940 году и направлен в артиллерийское училище. В 1942-м он уже командиром танкового взвода оборонял Сталинград, в 1943-м - воевал на Северном Кавказе, а в конце войны участвовал в наступлении на 2-м Белорусском фронте. Был неоднократно ранен, награжден тремя орденами и многими медалями, имеет звание инженера-полковника.
1 февраля 2013 года Илья Борисович был на торжественном приеме в Кремле в честь 70-летия победы Красной Армии в Сталинградской битве.
В 2015-м году у инвалида ВОВ Вишнепольского приняли заявление на ремонт квартиры за счет государства. Все заботы по оформлению документов взяла на себя его дочь Елена: «В ноябре 2015 года, когда я была на работе, а отец находился в социально-реабилитационном центре, мне позвонили из Управы «Соколиная Гора»: «Нам надо посмотреть квартиру». Я согласилась. И предупредила маму, находившуюся в квартире, что зайдут сотрудники Управы».
Как выяснилось почти через год, после этого осмотра квартиры Вишнепольского на свет появился первый липовый акт: под списком предстоящих ремонтных работ и словами «с актом ознакомлен», вместо подписи инвалида войны или его доверенного лица – дочери Елены, стояла подпись неизвестного лица. Так началась череда подтасовок и подлогов.
«С начала 2016 года я многократно звонила в Управу, папа волновался, спрашивал меня, - уж очень ему не терпелось увидеть преображение своей квартиры собственными глазами. 12 апреля мне сказали, что на папину квартиру выделена самая большая сумма – 381 тысяча рублей. Жду, жду… В конце мая говорят, что до конца июня ремонт уже будет закончен, мы вам скоро перезвоним. И еще несколько недель звонков от них нет. 20 июня позвонила в очередной раз сама, отвечают: «Завтра к вам придет Халик, он у нас делает ремонты». На следующий день в квартиру отца пришел мужчина, сказал: «Я – Халик, у меня смета. Посмотреть ее я вам не дам, я просто должен ее исполнить. Вы же подписывали список работ», - говорит дочь ветерана.
Мужчина, который назвался Халиком, - это Султанов Абдулхалик Магомедович, на то время – Генеральный директор строительной компании ООО «Каспстройтранс».
О том, что ни Елена, ни Илья Борисович не видели и не подписывали список работ, Султанов слушать не хотел. Постепенно из разговора с ним стало ясно, что смета не соответствует фактическому состоянию квартиры – многие необходимые виды работ в смете отсутствуют, но Султанова это тоже не интересовало: «Готовьтесь к ремонту, тендер я выиграю точно».
Елена Ильинична, как и «НИ», обратила особое внимание на последние слова Султанова о тендере. За два месяца до заключения контракта, строитель уверен в том, что тендер он выиграет «точно», у него на руках уже список квартир, подлежащих ремонту.
Ну, разве это не говорит о том, что тендеры в Москве проводятся правительством абсолютно … «прозрачно»?
«Предчувствие» не обмануло Султанова, и 12 августа с ООО «Каспстройтранс» был заключен государственный контракт на ремонт 11 квартир инвалидов и ветеранов ВОВ на сумму 1 млн 851 500 рублей.
Визит строителя вдохновил Елену Ильиничну на выяснение в Управе происхождения таинственной сметы, и самое главное – списка предстоящих работ, якобы ею или ее отцом подписанного: «Я несколько раз звонила в отдел по взаимодействию с населением Управы района «Соколиная гора»: просила сотрудников объяснить, как появилась смета без согласования с моим отцом, где находится список ремонтных работ якобы с подписью отца или моей, также просила назвать планируемые сроки начала ремонта. Ни на один вопрос я не получила внятного ответа. А строитель Халик, предложивший нам в июне «готовиться к ремонту», больше не появлялся и не звонил. В ожидании ремонта или хотя бы ясности прошло еще три месяца…
И вдруг в конце сентября из Управы мне позвонили: «Почему вы не пускаете делать ремонт?» Этот лживый вопрос поставил точку в моем терпении: 29 сентября я отправилась в Управу и получила там, наконец… подложный акт обследования квартиры» - вспоминает дочь обманутого инвалида ВОВ.
«НИ» нашли бывшую сотрудницу Управы «Соколиная Гора» Ольгу Межирову, которая в прошлом году курировала ремонт в квартирах инвалидов и ветеранов ВОВ. Сегодня она жалуется на память: «Да, я курировала этот вопрос, возможно и встречалась с дочерью ветерана Вишнепольского, но я работаю теперь уже в другом месте, и ничего не помню, совсем ничего».
Забывчивости молодой московской чиновницы есть вполне банальное, если не сказать – криминальное объяснение. Дело в том, что встреча Елены Ильиничны с начальником отдела по взаимодействию с населением Светланой Викторовной Демидовой проходила 29 сентября. А за 15 дней до этого – то есть 14 сентября на свет появился вот этот документ:
То есть по этому платежному поручению 1 млн 851 500 рублей были переведены на счет ООО «Каспстройтранс» - гражданину Султанову А.М.
А вот дальше – самое интересное и гнусное:
По этому фальшивому акту о приемке выполненных работ в квартире инвалида ВОВ Вишнепольского И.Б. от 12 августа 2016 года, который подписал глава Управы «Соколиная Гора» Аксенов, Москва из своего бюджета (денег налогоплательщиков) выплатила ООО «Каспстройтранс» 310 тысяч 467 рублей и 59 копеек за ремонт, которого НЕ БЫЛО!
«Я думаю, пытаюсь понять, - говорит Елена, - какова внутренняя «логика» этих людей? Султанова, когда он спокойно, бестрепетно делает в квартирах фронтовиков шокирующие по качеству ремонты, которые и ремонтами-то назвать невозможно. А то и просто берет себе деньги, даже не начиная ремонт, как в случае с моим отцом. И Аксёнова, который, отлично зная об этом, уверенно подыгрывает Султанову. Какая у них логика? Денежная? Да, очевидно… Но ведь, кроме жадности, еще должны существовать доводы, которыми они затыкают себе уши, чтобы не слышать причитания совести и хорошо спать… Первый довод общеизвестен: «Все так делают, не я один». Но, похоже, в случае ветеранами есть и второй, не менее действенный: «Эти старики… им же чуть ли не по сто лет, ну нафига им хороший ремонт… они ни разглядеть его толком не смогут, ни оценить, ни воспользоваться. Да и шут с ними... Перебьются! Пусть спасибо скажут, если у них на кухне вообще пару раз кистью проведут по потолку!»
Дочь ветерана унаследовала от Ильи Борисовича боевой характер. Ее первое письмо правительство Москвы разбирать не стало, - спустило «вниз» - в Префектуру (хорошо еще, что не в Управу «Соколиная Гора» - к Аксенову). Тогда Елена написала в прокуратуру, а инвалид ВОВ – Президенту. Теперь этим вопросом занимается Измайловская межрайонная прокуратура.
Была встреча Елены Ильиничны и с заместителем префекта ВАО: «2 ноября 2016 года я была на приеме у заместителя префекта Кузнецовой И.М. Туда же была приглашена заместитель главы управы Крюкова Л.Ф. На этом приеме я узнала, что деньги, полученные ООО «Каспстройтранс» за ремонт нашей квартиры, после моих обращений были возвращены на счет управы. Ситуация же в целом была названа "ОШИБКОЙ" (!). При этом сам ремонт отложили на 2017 год, то есть процедуру начали с нуля, заново. Ждут выделения денег, потом полуторамесячный конкурс, который закончится к весне, и т.д. Также Кузнецова сказала, что будет создана комиссия для контроля за нашей ситуацией, в которую обязательно войдут депутаты (а также представители совета ветеранов). И еще она добавила, что сама обязательно обратится в прокуратуру».
Было ли обращение Кузнецовой в прокуратуру, мы не знаем. Но известно точно, что в местную газету «Взгляд с Соколиной горы» заместитель префекта точно не обращалась. 28 ноября эта интернет-газета отрапортовала о том, что в квартире Вишнепольского ремонт был сделан. Вот цитата: «Напомним, в течение 2016 года по распоряжению главы управы района Соколиная гора Александра Аксёнова был проведён ремонт в 27 квартирах ветеранов».
Поясняем: это должно было быть отремонтировано 27 квартир, а БЫЛО отремонтировано 26!
Попытки умолчать о скандале продолжались и дальше.
1 декабря 2016 года квартиру инвалида войны посетила комиссия из 7 человек во главе с Крюковой Любовью Федоровной, чья подпись фигурирует в контракте с ООО «Каспстройтранс». Но обещанных Кузнецовой депутатов среди них не было, и от совета ветеранов тоже никого не было.
"НИ" связались с председателем муниципального собрания народных депутатов района «Соколиная Гора» Николаем Прохоровым, и он только от нас – то есть 9 февраля 2017 года - узнал об обмане инвалида войны Вишнепольского.
«НИ» решили узнать у Крюковой - почему? Любовь Федоровна ответила на звонок, выслушав наш вопрос, сообщила, что находится на собрании, пообещала перезвонить. Как вы думаете, перезвонила? Вот именно...
А что же гражданин Аксенов, главный «подписант»? Мы дозвонились и до него, спросили: «Почему Вы подписали фальшивый акт о приеме ремонтных работ в квартире инвалида ВОВ?».
«Я не улавливаю. Вы мне че звОните? До свидания, забудьте мой телефон!», - заявил глава Управы «Соколиная Гора».
Мы нашли и Султанова, который, как выяснилось, уже не Гендиректор ООО «Каспстройтранса». Он оказался более разговорчивым: «Я адвокат уже. Там не так было. Был подписан документ из расчета, что они сначала не пускали на работу. Комиссия была, забрали эти деньги обратно. Вот смотрите – там были сроки исполнения контракта, а сроки уходили… Сами люди оттягивали, и была договоренность, что после будем заходить и делать – это не один случай, практически все выполненные работы тоже вот так с опозданием были выполнены».
Получается, что акты о выполненных работах, если верить словам Султанова, подписываются заранее!
Откуда у главы Управы Аксенова такое доверие к Султанову? Работы не сделаны, а акты уже подписаны? Прямое нарушение закона не смутило ни одного, ни другого. Откуда такая уверенность в безнаказанности? Что их связывает? Чем Аксенов так обязан Султанову, а Султанов Аксенову?
«Я же полковник в отставке, работник правоохранительных органов, сейчас получил статус адвоката. Составили акт, как ошибочно подписанный. Перед ветераном я с удовольствием извинюсь, но вот его окружение – у меня нет даже желания знать этих людей. К ветеранам я с большим уважением отношусь, я сам ветеран афганских событий, и то, что должны были сделать ремонт в соответствии со сметой, а они – то хотим, се хотим», - говорит Султанов.
И как такого уважаемого человека в 2016 году занесло на Соколиную Гору, да еще в статусе строителя? И какой из него строитель? Наше издание решило это выяснить, огромную помощь в расследовании «последствий» султановского ремонта изданию «НИ» оказал депутат муниципального собрания Владимир Шпиньков.
Из 26-ти отремонтированных в прошлом году квартир мы успели проверить всего несколько.
«О нашей проверке, судя по всему, узнали в Управе, и обзвонили ветеранов, чтобы те нас не пускали в квартиры», - говорит Шпиньков.
После проверки первой же квартиры ветерана ВОВ Зинаиды Михайловны Полуэктовой, был составлен акт осмотра – … 17 нарушений договора!
«Вывод? Работы, за которые было заплачено 192 тысячи 724 рубля 17 копеек, в действительности выполнены не более, чем на 70%. Качество работы исключительно низкое, что подтверждается отрывающимися обоями, что указывает на полное отсутствие подготовки стен (грунтование, шпаклевка и т.д.). Отсутствует сцепление линолеума с базой, которой по факту является старый линолеум», - говорит народный депутат Шпиньков.
Зинаида Михайловна, ветеран ВОВ, тем не менее, как кажется, всем довольна: «Я просила, чтобы заливок не делали. «Ни на что линолеум не сажайте!», - я им говорила. Я оценку не ставила, написала, что все хорошо, спасибо. А то что у меня было раньше … Сколько я ждала, – года два».
Главы Управы района «Соколиная Гора» Аксенова у Зинаиды Михайловны, конечно, в квартире не было. Почти 200 тысяч рублей он перевел Султанову под честное слово. Ну, настоящий московский чиновник!
О ремонте в квартире 90-летнего ветерана ВОВ Юрия Георгиевича Гильгендорфа нам рассказал его сын Александр, который в свое время занимался вопросами ремонта помещений профессионально:
«Когда я увидел смету, которую оплатило правительство Москвы, было очень неприятно и противно. Я был в шоке. Написано: стяжка – я вижу, что ее не делали, обои не того качества. Поклеили, как говорит мой друг: «Нужно в руки накакать тому, кто так клеил».
Вопросы к качеству выполненных работ Султанов отвергает с самого начала разговора. А что касается обоев, отклеившихся во всех осмотренных нами квартирах, адвокат отвечает так: «Не оторвешь, обои не отклеятся! Там же были комиссии, на 30 тысяч рублей нашли разногласия. А перевыполненные работы? А почему люди дали расписку, что работы выполнены, и они довольны? Их кто-то принуждал?
- А что дополнительно сделали?
- Я по дороге еду и у меня интереса с вами разговаривать больше нету».
И действительно: зачем разговаривать? Деньги-то получены! А еще новоявленный адвокат предупредил автора этой статьи: «Разговора у нас не было, понял?»
Разговор был, и он еще не закончен. Вот акт о ремонте, проведенном в квартире ветерана ВОВ Юрия Георгиевича Гильгендорфа султановской бригадой строителей:
Депутаты выявили целых 19 нарушений договора. «Работы, за которые было заплачено 203 тысячи 426 рублей и 75 копеек, в действительности выполнены не более, чем на 40%. Качество работы исключительно низкое», - говорит депутат Шпиньков.
В этом году Аксенов, глава Управы района «Соколиная Гора», снова обещает осчастливить ветеранов и инвалидов. Теперь уже на них будет потрачено более 2 млн рублей (по документам).
Зачем правительству Москвы нужны такие «ответственные» товарищи, можно догадаться. А вот зачем они – инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны, - вопрос.