В минувший вторник стало известно об увольнении одного из ученых, участвовавшего в подготовке меморандума о лженаучности гомеопатии. Своей должности лишился ведущий научный сотрудник Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения Денис Рощин.
Как уточняет «Здоровье Mail.Ru», приказ о его увольнении вышел на следующий день после обнародования меморандума. Однако в копии приказа, поступившей в распоряжение издания, говорится, что договор с Рощиным был расторгнут 31 января года по личному заявлению работника. При этом в документе отсутствует личная подпись ученого, а сам Рощин утверждает, что заявления не писал.
Корреспондент «НИ» побеседовал с Денисом Рощиным:
- Увольнение стало для меня полной неожиданностью: сегодня позвонила Начальник отдела кадров института и сообщила, что из-за участия в подготовке меморандума принято решение о моем увольнении. Конечно же, я поинтересовался, на каком основании. Через час мне прислали приказ об освобождении от занимаемой должности «по инициативе работника». Приказ датирован 31 января. То есть, уволили меня задним числом и, очевидно, никакой инициативы «работник» не проявлял.
Как Вы попали в группу по подготовке меморандума?
- Когда-то я работал в Президиуме РАН, остались контакты. И, когда в начале лета возникла эта идея, я её поддержал и присоединился. Меморандум готовил большой коллектив учёных разных областей науки. От организаторов здравоохранения я был единственным.
Обсуждалось ли Ваше участие в этом проекте с руководством института?
- По сути, подготовленный меморандум – большая мультидисциплинарная обзорная статья. Поэтому, отдельного разрешения от директора института на подобную деятельность не требуется. Никакой тайны в этом не было, я часто пишу статьи, занимаюсь научной деятельностью. Подобная реакция стала для меня совершенно неожиданной. Никакой научной новизны в меморандуме не было. Это – обзор, который базируется на большом количестве проведенных другими учеными исследованиях, как зарубежных, так и российских. Там нет категоричных выводов, никаких административных последствий тоже не предполагается. Мы говорим о том, что потребитель должен быть информирован. Одно дело, когда пациент целенаправленно идёт к гомеопату. Другое дело, когда предполагает получить препарат с клинически доказанным эффектом.
Было ли давление со стороны гомеопатического лобби во время подготовки меморандума?
- Пока мы работали, ничего не афишировали. Снимали зал и не писали, что в нем обсуждается. Авторский коллектив – большой. Среди нас были специалисты, которые говорили, что гомеопатия клинически помогает на уровне плацебо. Я – врач-педиатр. И тоже могу сказать, что в какой-то момент есть соблазн назначить гомеопатический препарат. Когда приходит ребенок, лечить его практически не от чего, а родители настроены на активное лечение. А гомеопатию необходимо принимать строго по часам, регулярно. Все увлечены процессом и довольны. До тех пор, пока не возникает необходимость обращаться к специалисту и принимать препараты, к примеру, антибиотики с доказанной эффективностью.
Будете ли Вы оспаривать увольнение?
- Нет, не буду. Не хочу тратить время и эмоции на судебные процессы. Для себя я понимаю, что уволили меня с нарушениями, писать заявление на увольнение «по собственному желанию», как мне рекомендовали, конечно, не стану. Заявления нет, подписи моей тоже нет. Но есть приказ. Мне достаточно осознания, что это – противозаконно.
Может ли это скандальное увольнение помешать дальнейшему трудоустройству?
- Сложившаяся ситуация может повлиять на дальнейшую карьеру в области организации здравоохранения.
Как писали «НИ», меморандум Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при президиуме РАН, в котором гомеопатия была признана опасной практикой, вышел в свет 6 февраля. В документе говорится о вреде гомеопатических препаратов, а также содержится ряд рекомендаций для федеральных ведомств по борьбе с данным лженаучным течением.