«Чем нынешняя ситуация плоха? Отказ от ежегодной индексации выплат работающим пенсионерам приводит к тому, что, во-первых, они получают меньшее количество денег, чем раньше. Соответственно их реальные доходы снижаются более высокими темпами, чем у других категорий граждан. Если неработающим пенсионерам пенсия в текущем году индексируется на 5,6%, покрывая инфляцию, то у работающих реальная покупательная способность падает на эту величину. Отсутствие индексации в целом негативно сказывается на общих доходах семьи.
Вторая проблема, вытекающая из ситуации, заключается в повторении истории с валоризацией пенсий в 2010 году. Люди, вышедшие на пенсию в одинаковый год, но продолжающие работать, при равных условиях назначения пенсий по стажу и отчислениям получают разные выплаты. Такой подход недопустим, так как нарушается принцип эквивалентности. Пенсионер попадет в ситуацию, когда последующая индексация будет производиться на более низкую базу и не приведет к тому, что его реальные доходы восстановятся.
Что-то похожее наблюдалось в конце 90-х годов – начале 2000-х, когда индексация пенсий просто не успевала за ростом инфляции и доходы населения падали. Сейчас в результате кризиса мы можем попасть в аналогичную ситуацию.
Что касается финансовых возможностей, то пока в бюджете на три года не запланировано таких решений. Правильно, что Голодец уже сейчас обозначает проблему, потому что в будущем увеличиваются риски развития бедности. Сегодня все избыточные доходы от продажи нефти выше 40 долларов за баррель, по мнению Минфина, будут поступать в Фонд национального благосостояния и Резервный фонд, восстанавливая подушку безопасности. Эти дополнительные доходы бюджета не предполагается тратить на какие-либо программы, в том числе социальные.
Поэтому возврат к решению, связанному с индексацией пенсий работающим пенсионерам, возможен только при двух условиях. Первое – если деньги на эти цели, несколько десятков миллиардов рублей, будут заложены в бюджет. А второе – необходимо найти источники финансирования этих решений. Пока ни того, ни другого нет», - резюмирует Сафонов.
Полная версия материала здесь.