Posted 2 февраля 2017, 16:01

Published 2 февраля 2017, 16:01

Modified 8 марта, 02:39

Updated 8 марта, 02:39

Никита Масленников: правительство избавляется от плохих активов

2 февраля 2017, 16:01
Руководитель направления Финансы и экономика Института современного развития Никита Масленников в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что решение правительства о продаже активов является следствием определенной тенденции в российской экономике.
«Дело в том, что суммарный объем государственных активов в российской экономике говорит о том, что на сегодня требуется существенное снижение этого показателя. Другой вопрос, что названное число выставляемых на продажу российских предприятий не говорит о том, что это станет причиной каких-то кардинальных изменений в общей структуре российской экономики», - констатирует Масленников.

Масленников замечает, что эти 800 предприятий от общего объема активов госсектора составляет, на самом деле, менее одного процента.
«Так что, это решение правительства, если смотреть на нашу экономику в целом, является каким-то частным следствием и обозначением намерений, но не шагом в сторону действительно серьезного сокращения госсектора», - резюмирует он.

Кроме того не нужно забывать и про то, что в случае этих государственных предприятий до реального исполнения данного решения правительства путь предстоит очень не близкий.

Главная причина здесь, конечно, не заключается в увеличении доходов нашего федерального бюджета, хотя 17 млрд рублей – это тоже очень приличная сумма, и ее можно использовать в других секторах нашей экономики и потратить там на многие благие цели. И даже снижение общего уровня участия государства в экономике не является здесь резоном, просто общий размер издержек от этих ФГУПов настолько высок, что в правительстве решили таким путем от них избавиться.

Эти государственные предприятия постоянно требуют бюджетного финансирования, а общая эффективность их работы находится на очень низком уровне. Поэтому здесь можно вспомнить два выражения – «доколе» и «сколько можно терпеть», тем более, что этот вопрос, о приватизации таких государственных структур ставится в нашей стране из года в год, но так и не решается.

При этом в 2017 году государство берет паузу в контексте приватизации больших госпакетов – возможно, что вопрос встанет о приватизации каких-то структур, но это не будет носить определяющего характера для российской экономики.

Все это не будет иметь такого влияния на общий рисунок российской экономики, как приватизация таких структур, как «Роснефть» и «Башнефть.

Но общий курс на приватизацию нужно продолжать, хотя бы по нескольким очень важным причинам.

Во-первых, государству просто нельзя разучиться этого делать, поэтому в российских условиях из год в год нужно продавать какую-то госсобственность. Во-вторых, это нормальное тестирование рынка, и если нет крупных пакетов, то на него нужно выходить с предложением в виде подобных структур.

Каждая такая продажа формирует список возможных покупателей, который нужно анализировать в контексте развития нашей экономики в сторону ее максимальной оптимизации.

Что касается продажи этого пакета, то прогноз здесь, что называется кисло-сладкий. Нет оснований полагать, что удастся продать все эти предприятия в полном объеме и получить в итоге дополнительно заявленные 17 млрд бюджетных доходов. При этом «мечтать не вредно» и к этому нужно стремиться, хотя бы потому, что это необходимо для развития российского народного хозяйства.

Другой вопрос, здесь не нужно забывать про то, что практика показывает, что все инициативы по приватизации государственных активов в России имеют свойство из года в год проваливаться, но все-таки существует надежда, что в этом году мы сможем изменить ситуацию, хотя бы потому, что российская экономика сейчас находится в совсем другом состоянии, чем несколько лет назад», - резюмирует Масленников.


Полная версию материала читайте по ссылке.

Подпишитесь