Posted 2 февраля 2017,, 10:19

Published 2 февраля 2017,, 10:19

Modified 8 марта, 02:40

Updated 8 марта, 02:40

«Не я виновата, что мне смешно»

«Не я виновата, что мне смешно»

2 февраля 2017, 10:19
Диляра Тасбулатова
«Притяжение», новый фильм Федора Бондарчука, идет без перерыва во всех кинотеатрах страны. Такой мощной рекламный артиллерии, обстреливающей нас со всех сторон, я не помню со времен «Ночного дозора», который мне уже по ночам снился.

Цель очевидна: продюсеры затратившие на фильм 6 млн долларов плюс расходы не беспрецедентную рекламу, хотят отбить кассу. Навязывая зрителям свой новый «продукт», бомбя беззащитного потребителя рекламой, трейлерами, бесконечными интервью и рецензиями (в основном, ясное дело, «положительными») и тэ дэ и тэ пэ.

Такой мощной артиллерии, обстреливающей нас со всех сторон (хорошая ассоциация, учитывая наше нынешнее «военное положение»), я не помню со времен «Ночного дозора», который мне уже по ночам снился; или «Сталинграда», из-за которого критики чуть не поубивали друг друга.

Самая короткая и «емкая» рецензия на эту компьютерную игру, использующую Сталинградскую битву как «бренд», была такая: «Сталинград» - хороший фильм» (ни убавить, ха-ха, ни прибавить). Были и казусы, передававшиеся из уст в уста: на билетике на премьеру фильма в кинотеатре «Октябрь» было написано «After-party Сталинград». На это самое «афтепати», как острили очевидцы, было так же жарко и многолюдно, как на том самом сражении. Между тем, эта, казалось бы, циничная шутка, отлично характеризует Бондарчука, завсегдатая всяких там «пати», вечеринок, презентаций, премьер, юбилеев модных журналов и звездных дорожек, который тем не менее не чужд патриотизьму.

Хорошо, Бог с ним, со «Сталинградом» - неудачная компьютерная игра, казалось бы, должна была научить автора относиться серьезнее к новым проектам, тем паче таким дорогостоящим. Не совершать, так сказать, новых фатальных ошибок.

Тем не менее его новый проект, «Притяжение» сплошь состоит из таковых. При этом сценарий переписывался десятки раз, как это принято в Голливуде, чтобы достичь максимально четкой драматургии: что за чем следует, каковы мотивы героев, искрометны ли диалоги, есть ли логика в действиях персонажей и так далее и тому подобное.

И вот, господа, после того как целая банда-команда 60 раз (!!!) мутузила это произведение туда-сюда, что мы имеем в результате?

В результате мы имеем, конечно же, лав-стори с пришельцем, рассуждения о судьбах России (вот так, ни больше ни меньще), а также мы имеем папашу-полковника, спасителя России, банду гопников из Чертаново, который быкуют на раёне, мы имеем самопожертвование – со стороны сверх-человека (привет Ницше), нового разума, пришельца, и, наоборот, месть и злобу человека архаичного, из местной шпаны, неформального лидера этого самого Чертанова.

О боги. Яду мне, яду.

Тут придется задать сакраментальный вопрос: о чем этот фильм?

О том, что Россию спасут…гм… пришельцы?

Да нет, ее уже ничего не спасет (это не мое приватное мнение, хотя тут я совпадаю с автором).

Настоящий полковник (в механистическом исполнении Олега Меншикова)?

Олег Меньшиков в роли "полковника"

Почему полковник? Кто это? Следующий? Олицетворение сильной руки, военного коммунизма, диктатуры? Кто это такой? Решительно непонятно.

Что еще спасет нашу бедную Россию?

Русский бунт, бессмысленный и беспощадный, показанный с явным намеком на бунт украинский?


Патриотизм низов (в фильме эти «низы» часто орут – «Это наша земля!»)?

Какая «земля» имеется в виду: Чертаново? Страна в целом? Москва?

Ни одно – подчеркну, ни одно – высказывание фильма ничем не подтверждено драматургически: в этой жанровой белиберде и гений анализа ногу сломит. Любой, самый каверзный и изощренный критик-интеллектуал, растеряется.

Хороший парень Артем, ухажер главной героини, в начале фильма спасающий человека из-под дубины омоновца, в конце вдруг превращается в убийцу и подонка.



Жесткий и неумолимый полковник, противостоящий кремлевской номенклатуре, (какая осторожная фронда, однако) сам плоть от плоти этой дикой страны.

Ну и так далее и тому подобное.

Ну и, конечно, господа, вкус.

Переписывая сценарий 60 раз, можно было бы все же добиться большей точности. О кастинге я вообще помолчу: откуда они взяли этого смазливого молодца, этого пришельца со страниц гламурного журнала, вялого и красовитого вьюношу, из-за которого кипят такие нешуточные страсти: полгорода чуть не разнесли.

Почему девушка Юля разговаривает как урла из Дома-2: ни дать ни взять Света из Иваново?

Но самое смехотворное, это, господа, финал: философский разговор полковника и внеземного разума. Пока, стало быть, Юля и пришелец отдыхают в хрустальных гробах (по отдельности, ничего неприличного), некий Сверх-Разум отвечает на вопросы полковника в стиле философских диалогов.

Мол, этот товарищ, который у вас теперь, дикарей, в гробу полеживает, должен был жить вечно. Но отдал концы и сыграл в хрустальный ящик за любимую: она будет жить, а он не будет. Помер, стало быть. Такого, говорит этот самый Разум, было не предусмотрено.

Типа человеческий фактор: конструкт стал Человеком

Идея понятна: вочеловечился пришелец. Стал таким как мы все: смертным и уязвимым. Любовь его таким сделала. Принес главную христианскую жертву: отдал жизнь за другого.

Понятно.

Но то, что звучит величественно в финале фильма «Рассекая волны» Триера (атеиста, между прочим), здесь – опять-таки – приобретает комический оттенок.

И я не знаю, ей-богу, почему у Бондарчука все что ни на есть приобретает это самый комический оттенок.

Теряюсь в догадках.

То есть, кажется, все-таки знаю: потому что все это – паттерны, узоры, общие места.

Ну не дышит за всем этим почва и судьба.

Ну никак не вписывается в детский блокбастер христианская идея сакральной жертвы.

Ну, я не виновата, что мне смешно.

Простите меня, православные.

ОБ АВТОРЕ

Диляра Тасбулатова

Диляра Тасбулатова — профессиональный кинокритик, родилась и выросла в Алма-Ате, но уже много лет живет и работает в Москве. Не затерялась в «белокаменной», хотя в мегаполисе никогда особо не жаловали «понаехавших». Приходилось непросто — были времена, когда работала на рынке, разносила прессу. В 90-е начала сотрудничать со многими печатными изданиями. В разные годы была признана «лучшим критиком» и «лучшим киножурналистом» страны

Не так давно в социальных сетях стали появляться короткие и очень смешные скетчи Диляры. Это бытовые зарисовки, байки о жизни россиян — ее соседей по подъезду, коллегах, случайных знакомых. Поначалу никаких далеко идущих планов не было, просто нравилось развлекать людей (это у Диляры с детства), но когда рассказов накопилось достаточно много, знающие толк в литературе люди посоветовали ей издать книгу баек, мол, собранные под одной обложкой, они могут произвести иное, более сильное впечатление. +

Сегодня в печать вышло уже два тома скетчей Диляры Тасбулатовой: «Мама, Колян и слово на букву «Б» и «Кот, консьержка и другие уважаемые люди». На очереди — третий.

Диляра - человек абсолютно независимый. Никогда и ни при каких обстоятельствах не писала то, что не думала на самом деле. Ее боятся халтурщики и коньюнктурщики. Ее уважают за блестящий стиль, глубину интеллекта, ясную гражданскую позицию.

«Новые Известия» рады, что Диляра Тасбулатова стала нашим автором. Надеемся и ждем ее новые публикации.

"