Posted 26 января 2017, 17:26

Published 26 января 2017, 17:26

Modified 8 марта, 02:42

Updated 8 марта, 02:42

Станислав Митрохович: пока рано уповать на термоядерные станции

26 января 2017, 17:26
«Пока что термоядерный синтез – это вопрос академической науки, а не инженерного решения, – рассказал в беседе с журналистом ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

До применения термоядерной энергии в коммерческих целях должно пройти еще несколько десятилетий – это произойдет как минимум во второй половине 21 века. Что касается исследований, о которых идет речь, то это академические разработки, которые, разумеется, для России очень важны. И то, что РФ в лице Курчатовского института и «Росатома» занимается подобными вещами, это замечательно. Но надо понимать, что это именно вопрос академической науки, напрямую с экономикой он будет связан еще не скоро, а пока имеет отношение исключительно к экономике науки.

Россия, будучи одним из ведущих игроков атомного рынка, занимается исследованиями в этой области очень активно. Например, существует международный проект ИТЭР с участием России. Помимо нашей страны в нем задействован целый ряд европейских государств. Участники этого проекта занимаются созданием термоядерного реактора, который вырабатывал бы больше энергии, чем он потребляет для своей работы. Пока что все термоядерные установки потребляют энергии больше, чем производят. Это эксперименты, которые будут вестись еще многие десятилетия. Именно поэтому Россия, кстати, там охотно сотрудничает: пока что это вопрос не коммерческий, а академический – на будущее».

«Что касается атомной энергетики в целом, то здесь Россия – одна и ведущих стран. Ее основные конкуренты – Америка, Япония, Германия, хотя она и выводит свои АЭС, но это займет определенное время. Конечно же, Франция, которая от атомной энергии не отказывается. Есть еще Южная Корея, где существуют достаточно неплохие атомные технологии. Разумеется, сверхдержава XXI века – Китай, который стремительными темпами увеличивает качество и объемы своих знаний и технологических умений в области атомной энергетики. Но Китаю еще нужно время, чтобы дойти до уровня ведущих стран, обозначенных выше.

Стоит отметить, что у России есть некоторые специфические наработки, которых нет у других стран. Например, есть технологии, связанные с реакторами на быстрых нейтронах. Они начинают применяться уже сейчас и дают возможность получать меньше отходов, поскольку часть из них может быть переработана. Сейчас эта технология находится в начальной стадии эксплуатации. Плюс у нас есть разработки, касающиеся малых АЭС, в том числе автономных, которые можно использовать при освоении арктических пространств, где неудобно строить традиционные АЭС. А вот плавучие атомные станции небольшой мощности там вполне могут пригодиться. Россия – один из мировых лидеров в этой области. Если же говорить о технологиях на десятилетия вперед, то да, мы занимаемся разработками в сфере термоядерного синтеза. Но это уже для наших внуков – не раньше», – резюмирует Станислав Митрахович.

Полная версия материала: на сайте «Экономика сегодня».

Подпишитесь