Замгендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач отмечает, что пока сложно говорить о преимуществах, которые получит Россия от такого сотрудничества, так как мы сами являемся ведущими поставщиками газа в Европу.
«Но в целом история знает подобные примеры кооперации. 30 лет назад мы уже экспортировали иранский газ из СССР в Европу, поэтому здесь не исключены какие-то взаимные интересы. Но всерьез сегодня говорить о возможностях поставок иранского газа в Европу, тем более в контексте реализуемых проектов, достаточно рано. Существуют определенные проблемы с точки зрения безопасности транзита и геополитики.
Напомню, Иран всегда рассматривался европейцами в качестве поставщика. Чего стоит газопровод Nabucco, который изначально планировался для вывода иранского газа на европейский рынок. Спустя 20 лет проект так и остался нереализованным, все же риски очень велики. К тому же на Иран оказывается мощное политическое давление со стороны США, и даже ослабление санкционного режима после международной сделки по иранской ядерной программе не привело к какому-то значительному всплеску инвестиций и увеличения числа договоров в нефтегазовой сфере», - комментирует «Экономике сегодня» эксперт.
Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечникотмечает, что, несмотря на нашу конкуренцию с Тегераном в стратегическом плане, отраслевая кооперация все же представляется возможной. Общие подходы и газовые альянсы, по мнению эксперта, могут позитивно сказаться на сотрудничестве.
«Что касается заявленных объемов в 35 млрд кубометров в год, то об объемах и их влиянии на рынок говорить также рано. Многое зависит от того, что будет представлять собой европейский газовый рынок к тому моменту, будет ли газ желательным источником покрытия энергобаланса в Европе или нет. Ответ на этот вопрос и будет определять спрос.
Инициировать новые проекты на европейский рынок, при этом понимая, что газ будет дискриминироваться, не станет ни один неразумный инвестор. Но европейские терминалы по СПГ сегодня простаивают, их мощности уже много лет не используются и наполовину. Рынок оказывается непривлекательным для поставщиков с более высокой стоимостью и с возможностью переориентировать поставки газа на другие рынки.
Чтобы Иран мог планировать долгосрочный выход на европейский рынок, необходимы также прозрачные с точки зрения окупаемости и правил игры условия, но пока это уравнение со многими неизвестными», - резюмирует Гривач.
Полностью материал об этом - на сайте «Экономика сегодня».