Posted 23 января 2017, 17:04
Published 23 января 2017, 17:04
Modified 8 марта, 02:44
Updated 8 марта, 02:44
«Риски дефицита бензина в масштабах страны или в крупных регионах по причине несоответствия объема производства топлива объему потребления равны нулю. У нас производство соответствует потреблению, и заводы способны в полной мере обеспечить внутренний спрос на бензин и на дизтопливо. Перебои на Колыме – это вопрос чистой логистики, частная история Колымы. Да, она неприятная, такие вещи исключать нельзя, они периодически – хотя и не часто – случаются. Но это абсолютная частность. Нет никаких объективных причин опасаться системного дефицита товара», – говорит генеральный директор агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов.
Сотрудник Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института Андрей Гордеев. «В этом регионе подобное периодически случается из-за его географического положения, доставка топлива туда «с большой земли» достаточно затруднительна. Плюс дополнительное влияние оказывает суровый климат. Поэтому крупные компании туда не идут, а бензином занимаются небольшие частные АЗС.
Что касается рисков в масштабах страны, то опасаться нет никаких оснований: бензина в стране достаточно. Правда, у нас сейчас отмечается некоторое повышение цен, но это связано с другими причинами. Прежде всего, с увеличением налогового бремени, что произошло в прошлом году, а также – повышением рентабельности экспортных поставок, из-за чего компаниям стало выгоднее отгружать бензин на экспорт, а не на внутренний рынок. Поэтому оптовый сектор показывает высокие темпы роста, а розница подтягивается за ним.
Поскольку бензин – продукт с высокой социальной нагрузкой, то власти постараются приложить максимум усилий, чтобы в короткие сроки устранить возникшие на Колыме проблемы. Социальной составляющей мы можем объяснить и тот факт, что цены на бензин на российских АЗС растут не так активно, как могли бы. В последние годы – ниже уровня инфляции. Цены удерживают, чтобы не возникало перекоса, поскольку цена топлива влияет на товары других категорий – в том числе сказывается на стоимости продуктов питания. Если учитывать только конкуренцию, то проведение налогового маневра должно было бы повысить цены на бензин гораздо сильнее, чем мы видим на данном этапе в реальности», – поясняет Андрей Гордеев.
Полная версия материала на сайте «Экономика сегодня».