Posted 19 января 2017, 09:23
Published 19 января 2017, 09:23
Modified 8 марта, 02:45
Updated 8 марта, 02:45
Откуда ноги растут?
В далеком уже 1995 году палатки и магазины, в которых торговали пивом, а из-под полы и водкой, стали убирать от детских садов, школ, поликлиник и больниц подальше. Таким образом вступил в силу «100-метровый закон», официально он именовался так: Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта».
Наведение порядка в торговле спиртным привело к возникновению «непрозрачных» ситуаций, погреть руки на которых поспешили криминальные структуры.
В Москве, как в самом «дорогом» городе все еще необъятной нашей Родины, оказание «посреднических» услуг в процессе получения заветной лицензии на алкоголь и сегодня весьма популярная тема.
С этим полностью согласна Дарья Домостроева, директор по общественным связям ПАО «Абрау-Дюрсо»: «У нас везде – с пропиской, со справками, - везде есть конторки. В вопросе лицензирования алкоголя, когда вопрос непрозрачен, всегда появятся те, кто будет пытаться на этом заработать».
Прозрачная непрозрачность
Как выяснили «НИ», с непрозрачными ситуациями сталкиваются в Москве не только владельцы маленьких продуктовых магазинов, в которых есть «винный отдел», но и такие крупные и известные на весь мир компании, как «Абрау-Дюрсо».
У этой компании в Москве есть два фирменных магазина. Один из них, что располагается на Смоленском бульваре, основан в 2009 году. В свое время этот магазин получил, по всем правилам и с соблюдением законности, лицензию на торговлю алкоголем. Но вот переоформить ее в декабре прошлого года оказалось непросто.
«9 декабря закончилась лицензия, а мы – 1,5 или 2 недели бегали по разным службам, показывали, что у нас есть все документы, чтобы продлить эту лицензию. А в декабре, как вы понимаете, у нас самые высокие продажи за весь год. 10 дней магазин не работал. Приходила одна комиссия, нашла некоторые несоответствия. К тому моменту, когда мы устранили «нарушения», у нас набежала налоговая задолженность, мы погасили ее, у нас опять собрали все документы заново, опять их отвезли, пока это рассматривалось, прошла еще неделя», - говорит Дарья.
Можно только догадываться, какие же «страшные» проступки нашли в торговой точке, которая аж семь лет (!!) торговала алкоголем, а в декабре 2016-го вдруг выяснилось, что магазин не вписывается в строке рамки алкогольного законодательства. Потери бизнеса при этом никого не волнуют. Бюджета - тоже!
«Комиссия пришла, они задают вопросы, но ни на какие вопросы не отвечают, и только потом в официальном акте они указывают на недостатки.», - говорит представитель «Абрау-Дюрсо».
Дарья Домостроева говорит, что никогда компания «Абрау-Дюрсо» с подобными проблемами ни в США, ни в Германии, где торгует своими шипучими винами, не сталкивалась.
От себя добавим: владельцем «Абрау-Дюрсо» является бизнес-омбудсмен и глава Партии Роста Борис Титов… Чего уж говорить о менее известных персонах, чьи бизнесы можно закрыть в один момент.
В Москве с проблемами законного получения лицензии, судя по всему, сталкиваются не только владельцы магазинов, торгующих алкоголем, но и рестораторы.
Но вот что поразительно: даже хорошие знакомые «НИ» наотрез отказались давать нам интервью на эту тему! Догадываетесь почему? Правильно – никому не охота связываться с московской бюрократией – себе дороже.
Только в Новосибирске мы отыскали рестораторов, согласившихся рассказать о том, как там у них с лицензиями на алкоголь.
Провинциальная «заграница»
Интервью с управляющим сети ресторанов Василием Галузой вышло коротким. Оказывается у них там – в провинции, как сказали бы в советское время «как за границей».
«Ни в Барнауле, ни в Новосибирске мы никогда не сталкивались с проблемами при получении лицензии на алкоголь. Чиновники всегда ведут себя адекватно, палок в колеса не ставят, даже наоборот – в последнее время получить лицензию стало проще», - рассказал в интервью «НИ» Василий Галуза.
В Москве, правда, смягчили условия получения лицензии: теперь кафе, рестораны и другие заведения общественного питания ( впервые с 1995 года) получили возможность приблизиться к детским садам, школам и больницам.
«Шаг навстречу»
В 2016 году правительством Москвы были внесены изменения в Постановление Правительства Москвы от 28.12.2005 № 1069-ПП. Вот цитата из этого документа:
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ УСЛОВИЙ И МЕСТ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
Список изменяющих документов
(в ред. постановлений Правительства Москвы
от 15.11.2011 N 532-ПП, от 09.07.2012 N 319-ПП,
от 13.06.2013 N 380-ПП, от 05.07.2013 N 442-ПП,
от 17.12.2013 N 839-ПП, от 08.04.2015 N 176-ПП)
1. Утратил силу. - Постановление Правительства Москвы от 09.07.2012 N 319-ПП.
2. Запрещается розничная продажа алкогольной продукции на расстоянии до 100 метров от детских, образовательных организаций, студенческих общежитий, библиотек, осуществляющих образовательный процесс, оптовых и розничных рынков.
Запрет, установленный настоящим пунктом, не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями при оказании услуг общественного питания (кроме кафе-молочных, детских, диетических столовых), на расстоянии от 25 метров.
Мы специально выделили жирным шрифтом самое главное – расстояние между детским садом и, например, кафе сократили в 4 раза! Демократично, ничего не скажешь. А откуда такая щедрость? Все очень просто – найти место в Москве под питейное заведение стало невозможно. Да и запрет на продажу алкоголя и сигарет лицам младше 21 года делает фактор расстояний до детских учреждений БЕССМЫСЛЕННЫМ. Какая теперь разница, далеко от школы находится ресторан, если продажа спиртного ребенку карается закрытием бизнеса?!
Что, на самом деле, меняли эти 100 метров? Школьник не мог их пройти, зайти в магазин и посмотреть или купить алкоголь? Конечно, мог. Что с того, что пивная находилась за 101 метр от детского сада? Папа не мог оттуда забрать сына или дочку, и в ее компании пропустить кружечку пива? Да, конечно мог. А что с того, что ресторан находился в 200-х метрах от больницы? Детский день рождения в нем не отмечали вместе с детьми или школьниками? Кто вообще придумал эти несчастные метры и зачем?
Да, - это было препятствием для торговцев спиртным. Но что ресторанов и магазинов стало меньше? Нет, однозначно, нет. Так зачем все это? Кому это нужно?
Почитаем закон. Вот какие документы нужно получить, чтобы получить в Москве алкогольную лицензию:
Заявление соискателя на получение алкогольной лицензии с указанием основных реквизитов компании-соискателя
Квитанция об уплате госпошлины
Устав Общества
Приказ о назначении Генерального директора (руководителя) и Решение (Протокол) о назначении руководителя
Свидетельство о регистрации юридического лица (ОГРН)
Свидетельство о постановке юридического лица на учет в налоговом органе (ИНН)
Свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ – изменения (при наличии)
Выписка из ЕГРЮЛ
Карточка регистрации контрольно-кассовой машины
Справка из банка о размере уставного капитала или акты оценки имущества. (для магазина)
Правоустанавливающие документы на помещение (долгосрочный договор аренды, свидетельство о праве собственности)
Документы БТИ (поэтажный план, экспликация)
Доверенность
Уведомление о постановке на учет обособленного подразделения
14 документов нужно предоставить властям. А еще различным нормам должно соответствовать само помещение, мы не будем их перечислять, но уж поверьте, их немало.
А еще к вам на место будущей торговли приедет комиссия, из местной управы, разумеется, которая молчит, как следователь НКВД. Она будет еще считать метры до входа в детсад. А вы уже их сто раз перепроверили – 101 метр до входа в ваш магазин, а комиссия говорит: «девяносто девять с половиной!»
Уловили? Кто проходил эту процедуру в Москве, вам подскажет: «Выход есть! Юридическая компания такая-то. Решают любые вопросы».
Юридические «решалы»
Решалы – плохое слово, блатное, но оно, как никакое другое подходит к сути взаимоотношений в Москве предпринимателей, связанных с алкогольной продукцией и юридических компаний-посредников в вопросе получения разрешительных документов на торговлю пивом, водкой и прочими горячо любимыми в нашей стране напитками.
Взяточничество в среде московских чиновников из районных управ – вот он «короткий» путь от отсутствия лицензии на алкоголь к ее приобретению.
Честно признаться, мы и не догадывались о том, что в Москве существует такой бизнес. Обращаясь в юридическую контору мы просто хотели узнать, в чем заключаются сложности, с которыми сталкиваются претенденты на столь доходное занятие, как распространение дурманящих сознания напитков? Но прочитав только официальную информацию на сайте http://uk-consulting.ru/kontakty.html компании «Юридический Консалтинг», мы заподозрили что-то неладное, цитируем:
В стоимость услуг по получению лицензии на алкоголь входят следующие мероприятия:
Выезд специалиста на объект
Экспертиза документов
Осмотр лицензируемого объекта
Приведение документов и помещения в соответствие всем требованиям
Подача документов в лицензирующий орган
Проведение выездной проверки с гарантировано положительным результатом
Получение лицензии
То есть, согласно этим обещаниям, «юристы» обещают решить все проблемы, да еще с гарантией положительного результата! Сама лицензия стоит 65 тысяч рублей, а они просят заплатить им 80 тысяч рублей, и «дело в дамках».
Разговор с Дмитрием, представителем компании «Юридический Консалтинг», мы записали на диктофон, и предлагаем с ней ознакомиться без купюр:
- Что делать, если мой ресторан находится в 20, а не 25 метрах от школы?
- Надо заказывать выезд специалиста, он посмотрит, оценит и предложит варианты.
- Вы обещаете приведение документов и помещений в соответствие всем требованиям. Если ресторан в 20 метрах, то вы что, как фокусники передвинете здание?
- Есть тонкости в сфере лицензирования, и мы, как специалисты в этой области посмотрим, и подскажем как правильно сделать. И если 20 метров, то тоже можно что-то сделать. Не просто так надо отказываться от объекта.
- У вас фиксированная цена в Москве – 80 тысяч рублей. Я так понимаю, что если нужна лицензия на ресторан в 20 метрах от школы, то цена меняется?
- Да, конечно. 80 тысяч – это хороший объект без нарушений.
- А сколько в нашем случае нулей нужно прибавлять?
- 250 тысяч в вашем случае.
- Вы приедете вместе с комиссией из управы?
- Мы просто гарантируем, что у вас проверка пройдет хорошо.
- А если нам надо получить лицензию срочно?
- Если за 15 дней, а норма – 30 дней, то тогда нужно нам заплатить 280 тысяч, но это только за срочность.
Вот так – все покупается и все продается. Интересно, а это никому не мешает? Ну, например, Департаменту торговли и услуг? За их спиной нечистоплотные сотрудники управ получают огромные барыши, если верить «юристу» Дмитрию, и ничего?