Лучший памятник генералу Халилову

13 января 2017, 09:16
15 января на Архангельском погосте рядом с деревней Новинки Владимирской области должны состояться похороны художественного руководителя Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова Валерия Халилова, погибшего в Ту-154.

Не многие знают, что выдающийся дирижер, композитор, народный артист России, Генерал-лейтенант В. М. Халилов являлся еще и Президентом Ассоциации «Духовое общество» России, Председателем Редакционного совета журнала «Оркестр».

Поэтому мой первый вопрос к и.о. исполнительного директора «Духового общества», шеф-редактору «Оркестра», профессору Анатолию Дудину был о трагедии 25 декабря 2016 года.

- Я виделся с Валерием Михайловичем накануне той ужасной катастрофы. Передал ему только что вышедший номер нашего журнала, услышал слова поддержки и совсем уже новогодние пожелания. Кстати, в номере было и большое программное интервью Халилова о развитии «Духового общества». Может быть, поэтому этот номер уже стал библиографической редкостью. Ведь Валерий Михайлович практически не ошибался в своих прогнозах относительно развития музыкальной культуры, солдатом которой он был всегда,- начал разговор Анатолий Дудин.

- Почему солдатом, а не генералом?

- За свою жизнь мне доводилось видеть много «свадебных генералов», для которых чин – возможность выгодно устроить свое бытие. Для Халилова это была обязанность работать лучше и больше. А мое слово «солдат» имело отношение именно к музыке. Как руководитель и организатор он был, по-настоящему, бесценен. И скромен. Ведь даже похоронить себя он завещал именно в том месте, которое считал своей малой Родиной – близ Киржача.

- И что ждет, если не секрет, духовую музыку в России?

- Вы попробуйте набрать в интернет-поисковике «духовая музыка». Вам сразу материалы по музыке «духовной» будут предложены. У них, ведь, не только корень один, но и суть. Так, опубликованное нами интервью, начинается с «говорящей» цитаты самого Халилова: «духовая музыка – это пласт великой русской культуры и искусства, она обязана быть в центре внимания». Поэтому и планировал он масштабно, начиная от программ школьного воспитания.

- Но, согласитесь, что сейчас в стране утеряна культура коллективного музицирования в школах.

- Технологическая и информационная революции принесла не только благо. Она заменила человеческое общение экраном монитора. Даже музыка разъединяет, перемещаясь из залов и скверов в стерео-наушники. Россия – одна из тех стран, где эти последствия наиболее сильно разрушают историческую память, ментальность народа. Того самого, для которого общинность была одной из основ жизни, основ патриотизма. И если совсем недавно вице-премьер Правительства РФ Ольга Голодец так однозначно и резко обозначила позицию руководства страны по развитию коллективного музицирования: "Мы дадим возможность каждой школе иметь своего руководителя хора, концертмейстера, и это будет в нормативных документах системы общего образования", то Валерий Михайлович понимал, что это потребует в первую очередь подготовки преподавательских кадров. И не по остаточному принципу, как сегодня набирают студентов во многие педагогические вузы, а через прямую рекомендацию регионами своих самых талантливых музыкантов в Высшую школу коллективного музицирования. Которую нам предстоит еще создать.

- Значит, опять будет централизация, опять будет Москва, остаться в которой всеми правдами и неправдами постараются вновь подготовленные кадры?

- Я знаю, что в некоторых регионах были попытки сократить отток молодежи за счет менее качественного обучения. С такими «знаниями» в столичный вуз уже не поступишь, придется дома оставаться. Но здесь – особый случай. Нужны «учителя учителей», которые смогут создавать региональные Центры обучения. За их подготовку заплатят регионы, они же получат право требовать работы по специальности и дома. Конечно, Россия – богата талантами, но мы, действительно, утратили «школу». А подобный проект требует собрать лучшие силы, чтобы не затратить усилия и немалые средства впустую. Думаю, что здесь даже антимонопольное ведомство возражать не будет против централизации.

- А где и как все это должно начинаться?

- Мне кажется, что уже в ближайшее время Минобрнауки, Минкульту и руководству Московского педагогического государственного университета, как флагману подготовки учителей музыки, стоит рассмотреть вопрос о создании в структуре Института искусств МПГУ учебно-практического центра для подготовки молодых специалистов по организации коллективного музицирования в общеобразовательных заведениях. Такой Центр может быть создан в форме Высшей школы, что позволит решать многие вопросы по эстетическому и музыкальному воспитанию на всех уровнях общего образования. Здесь же будут проводить переподготовку кадров. Согласитесь, что это позволит решать проблему изначально в правильном направлении. Без заплаток и затычек. Кстати, этот вопрос мы планировали рассмотреть и на заседании «Духового общества». Валерий Михайлович не просто соглашался, а настаивал на этом, подписав необходимые письма. Думаю, что в самое ближайшее время обязательно выйдем с такой инициативой. И новый Центр должен, мне кажется, носить имя Валерия Михайловича Халилова.

- Я понимаю, что еще не время спрашивать о дальнейших планах. Но, ведь, они были?

Одним из последних писем от имени «Духового общества», которое подписал В.М. Халилов, была просьба о поддержке проекта сводного «Детско-молодежного военно-исторического духового оркестра». Валерий Михайлович считал, и его поддержала наша Ассоциация, что таким начинаниям необходима государственная поддержка. Представляете, когда сотни, даже тысячи молодых музыкантов, одетых в исторические мундиры различных эпох, исполняют, например, «Славься» или «Гимн Москвы»? А это уже было! 634 музыканта 4 декабря 2016 года совместно играли в Центральном Музее Великой отечественной войны 1941-1945г.г. 16 оркестров! Такие проекты сегодня – «вещь штучная». Беречь их надо и растить. Знаю, что уже к октябрю организаторы – Фонд развития военно-патриотического воспитания детей и молодежи «Патриот» планируют несколько тысяч молодых оркестрантов на «рекорд Гиннесса» собрать. Максималисты, конечно, но без максималистов, без «повседневных героев» и громких проектов страна не сможет решить проблему развития духовой музыки и тесно связанную с этим задачу патриотического воспитания.

- И, все-таки, зачем сейчас нужен такой рукотворный всплеск именно духовой музыки?

Когда-то император Наполеон, проигравший войну 1812 года, сказал: "В российской кампании у моего войска было два главных врага: морозы и русская военная музыка". А настоящая военная музыка - это, именно, духовые оркестры. Не случайно среди главных наград для особо отличившихся боевых подразделений той легендарной Русской Армии, достойное место занимала серебряная труба, обвитая георгиевской лентой. И ей награждали не оркестры, а боевые части. Но дело не только в военной музыке. Духовые оркестры могут и должны играть в парках и скверах, на улицах и площадях городов. Они должны быть и в деревнях, и в небольших поселках. Чтобы мы чувствовали прекрасное, чувствовали плечо друг друга. Почему во многих западных странах это – норма, а мы считаем такое «труднодостижимым». Не верю. Как не верил В.М. Халилов.

И, кстати, духовая музыка лечит. В буквальном смысле. От очень многих заболеваний органов дыхания. А о проблемах экологии слышало, наверняка, значительно больше наших сограждан, чем о «Духовом обществе». О том обществе, в котором, уверен, продолжится то, что начинал Валерий Халилов. Ведь, духовая и духовная музыка, как я уже говорил, это – совсем близкие понятия. России нужна культура, нужно образование, нужна нравственность, нужен патриотизм. С моей точки зрения это тоже – национальная идея.

#Интервью
Подпишитесь