Posted 12 января 2017, 13:18

Published 12 января 2017, 13:18

Modified 8 марта, 02:48

Updated 8 марта, 02:48

История одной провокации

12 января 2017, 13:18
Несмотря на клятвы и заверения властей всех уровней о недопустимости наездов на бизнесменов, тем более - с использованием полиции и других госструктур, привычная бандитско-административная практика продолжается.

«ФК «Открытие» задолжал ЦБ 5,3 млрд USD»... «Положение ОАО «Нытва» резко ухудшилось из-за сделок с «Мечелом»... «Создана рабочая группа по кризисным предприятиям, в первую очередь, «Мечелу»...«Правоохранители провели обыски у бизнесмена…» Казалось бы, ничего общего между этими заголовками и цитатами из публиковавшихся не так давно материалов в СМИ нет. Но это не так. Все это разнотемье так или иначе завязано на фигуре одного предпринимателя, которому объявили информационную войну металлурги и банкиры с привлечением, разумеется, правоохранителей. Зачем и из-за чего? Попробуем разобраться.

Ни адвоката, ни понятых

Во вторник, 27 декабря уже прошлого года, в 6 часов 30 минут утра в дом генерального директора Ростовского электрометаллургического завода Вадима Варшавского, что в деревне Александровка Красногорского района Подмосковья, нагрянули нежданные гости. Группа людей, приехавшая на дорогих иномарках, представилась сотрудниками следственной части ГСУ ГУ МВД по г. Москве. Служебные удостоверения это подтверждали. Было на руках у ранних гостей и постановление суда о разрешении обыска, в котором говорилось, что данные мероприятия проводятся в рамках уголовного дела, возбужденного еще в мае 2016 года. Санкция о производстве обыска была тоже не свежая – суд выписал ее... 3 сентября 2016 года!
Почти четыре месяца ретивые законники собирались исполнить разрешение суда. Обычно такое происходит, когда реальных оснований для обыска нет, либо исполнители наезда дожидаются команды от заказчика.

Само уголовное дело против Варшавского возбудили «по факту хищения денежных средств, принадлежащих ОАО КБ «Петрокоммерц» мошенническим путем, посредством предоставления не соответствующей действительности бухгалтерской отчетности при оформлении кредитного договора со Златоустовским металлургическим заводом от 29.06.2012 года на сумму 2 783 847 156 рублей 35 копеек», сообщило тем же утром одно из интернет-изданий, добавив, что обратилась к правоохранителям с претензией ФК «Открытие», которой ныне принадлежит КБ «Петрокоммерц».

Как сообщил источник в правоохранительных органах, Варшавский проинформировал следователей, что обстоятельства, которые послужили основанием для возбуждения уголовного дела, уже были рассмотрены в судах различных инстанций, что сам он к данному обстоятельству не имеет никакого отношения и что спор давно уже разрешен. О чем, кстати, подробно информировал "Коммерсантъ".

Однако следователи к "жалким оправданиям" бизнесмена не прислушались. Более того, к участию в обыске без объяснения причин и в нарушение ч. 11 ст. 182 УПК РФ не был допущен адвокат Варшавского. Не вручили бизнесмену по окончании обыска и копию протокола допроса, хотя, в соответствии с ч. 15 ст. 182 УПК РФ были обязаны...

Странностей добавила ситуация с понятыми – их пришлось ждать два часа. Зачем было врываться еще до рассвета в чужой дом, чтобы потом искать их непонятно где? Допрос Вадима Варшавского уже в ГСУ ГУ МВД по г.Москве, куда его доставили из дома, хотя по делу он проходит в качестве свидетеля, только усилил ощущение «странных» действий правоохранителей. Следователя абсолютно не интересовали никакие пояснения по существу дела – он требовал от бизнесмена только ответов на специально сформулированные вопросы.

Ничего кроме «правды»

Картину наезда на Варшавского дополняет краткая, но емкая информационная кампания, сопровождавшая визит правоохранителей в Александровку.

Поразительно, но известный своей оперативностью по добыче информации «Коммерсантъ» первый раз сообщил о допросе г-на Варшавского только вечером 27 декабря. Хотя днем редакция связывалась с ним по телефону – как раз в это время и проходил допрос в ГСУ ГУ МВД по Москве. А очень краткий материал появился лишь на следующий день. То есть, «Коммерсантъ» свою репутацию сохранил.

Зато подозрительно оперативны и осведомлены оказались коллеги по цеху - издания, которые уже традиционно используют в ходе корпоративных конфликтов. Варшавский еще находился на допросе в Москве, когда некоторые интернет-ресурсы уже совершили вброс информации, причем почему-то написали, что обыски прошли там, где их не было – в офисах бизнесмена. Для придания «объективности» текст оснащался характерными фразами из набора «черных» пиарщиков, которые используются, чтобы минимизировать ответственность за публикуемые тезисы и выводы. «Источники, близкие к следствию», «по версии следствия», «по мнению ряда СМИ» - набор стандартный. Джентльменский...

Но те, кто готовил этот вброс, допустили три ошибки. Первая – время публикации. Нужно было подождать до вечера, тогда сообщения выглядели хотя бы логично. Но – поторопились. Вторая – нарушение тайны следствия. Здесь авторы и исполнители пиар-кампании, то бишь сотрудники пресс-служб ФК «Открытие» и «Мечела» или нанятые ими пиарщики, жестко подставили правоохранителей. Напомним, что «тайна следствия» - это запрет на разглашение данных предварительного расследования без разрешения на то следователя или дознавателя. Здесь действует общее правило: данные предварительного расследования не подлежат разглашению. Действует оно с момента возбуждения уголовного дела и вынесения соответствующего постановления до прекращения уголовного дела (в порядке главы 29 УПК РФ) или до направления обвинительного заключения (обвинительного акта) прокурору. По закону, журналисты могут получить(!) материалы уже по окончании предварительного следствия, и то, по отдельному запросу и с разрешения следователя. За разглашение таких сведений без разрешения - статья 13.14 КоАП РФ. Слабенькая, конечно, статья и ничуть не страшная – штраф до 1 тысячи рублей. Отсюда и подобные «утечки». Но – все равно ошибка.

То, что, говоря языком протокола, «группа неустановленных лиц из числа сотрудников правоохранительных органов» вместе с ФК «Открытие» явно была в теме «утечки», говорит и третий прокол – публикация постановления суда о признании ФК «Открытие» потерпевшей стороной по делу о Банке «Петрокоммерц». Вот этого точно не надо было делать – зачем же так себя сдавать? Непрофессионально…

А был ли кредит?

А теперь о главном – о сути претензий ФК «Открытие».
Вадиму Варшавскому вменяют в вину причастность к факту хищения денежных средств, принадлежащих ОАО КБ «Петрокоммерц», мошенническим путем посредством предоставления не соответствующей действительности бухгалтерской отчетности при оформлении кредитного договора со Златоустовским металлургическим заводом от 29.06.2012 года на сумму 2 783 847 156 рублей 35 копеек. А что было на самом деле? Слово «самом» здесь очень уместно, поскольку, стало известно, что ситуация уже давно разрешена в судах. Решения которых полностью подтверждают слова г-на Варшавского о своей непричастности к описываемым событиям.

Итак, в 2012 году кредит на указанную сумму действительно выдается банком «Петрокоммерц» находящемуся в предбанкротном состоянии ЗМЗ. Далее происходят просто нелепые, на первый взгляд, вещи: в течение одного, того же, дня деньги уходят со счета ЗМЗ на счет принадлежащего «Мечелу» ООО «Металлург Траст», а затем на счет аффилированного с банком оффшора «МастеркингТрейдинг Лимитед» (этот факт был установлен судом - компания Masterкing Trading Limited и КБ «Петрокоммерц» действительно относятся к одной группе лиц - Группе «ИФД КапиталЪ». Сведения об этом содержатся в разделе «Аффилированные лица» на сайте банка, после чего…возвращаются обратно на счет банка «Петрокоммерц». Полностью, до копейки! Таким образом, деньги фактически из банка никуда не уходили, заводом ЗМЗ на цели хозяйственной деятельности не использовались. Данные факты были установлены определением Арбитражного суда Челябинской области от 16.12.2014 года по делу А76-21914/2013, которое вступило в законную силу и подтверждено в вышестоящих инстанциях.

А где же в этой схеме г-н Варшавский? Его там нет. Да и не могло быть. Дело в том, что все договоренности относительного кредитного договора достигались представителями группы компаний «Мечел», управлявшей в 2012 году Златоустовским металлургическим заводом. Именно она и договаривалась об условиях финансирования как с банком «Петрокоммерц», так и с другими кредитными учреждениями, например со Сбербанком России. Как сообщили наши источники в обоих кредитных учреждениях, соответствующая переписка сохранилась и они готовы ее, в случае необходимости, предоставить…

Что имеем в сухом остатке: факт согласованной заказной кампании против бизнесмена, в результате которой может пострадать не только его репутация, но и наносится серьезный удар по перспективным и важным для металлургического комплекса и аграрного сектора страны проектам, которые реализуются им в Ростовской области - «Вольфрамовой долине» и высокотехнологичному инновационному производству незаменимых для АПК России аминокислот – ООО «Донские биотехнологии». Авторы кампании явно решили за что-то мстить Варшавскому. Однако к законной практике выяснения споров их чувства и намерения отношения не имеют.

Вместо послесловия

20 декабря 2016 г. Президент России Владимир Путин подписал разработанный по его инициативе закон об ужесточении уголовной ответственности сотрудников правоохранительных органов за незаконное возбуждение уголовных дел в отношении предпринимателей.

Поправки в ст. 299 УК РФ предусматривают увеличение наказания за привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности с пяти до семи лет лишения свободы. В случае незаконного обвинения в тяжком и особо тяжком преступлении наказание составит 5−10 лет.

Также законопроект дополняет данную статью частью 3 «Незаконное возбуждение уголовного дела, если это деяние совершено в целях воспрепятствования предпринимательской деятельности либо из корыстной или иной личной заинтересованности». Если перечисленные действия силовиков повлекли прекращение предпринимательской деятельности либо причинение крупного ущерба (свыше 1,5 млн руб.), за такое деяние будет полагаться лишение свободы на срок от пяти до десяти лет.

Кроме того, законопроектом предлагается расследование преступлений по ст. 169 УК («Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности») передать от дознавателей органов внутренних дел к сотрудникам Следственного комитета.

ИНТЕРЕСНО, А ГЕРОЕВ НАШЕЙ ИСТОРИИ (ТЕ, ЧТО В ПОГОНАХ) ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ПОПРАВКИ В ЗАКОН НЕ КАСАЮТСЯ? ИЛИ В РОССИИ ПО-ПРЕЖНЕМУ ЛЮБОЙ ЗАКОН - ЧТО ДЫШЛО...

Подпишитесь