Адвокаты - о суде над преподавателем йоги: обвинение противоречит закону

9 января 2017, 11:46
В понедельник в Санкт-Петербурге пройдет суд над преподавателем йоги Дмитрием Угаем, которого будут сидеть «за миссионерскую деятельность». Адвокат Татьяна Гусева объяснила, почему данное обвинение не согласуется ни с одним из существующих законов.

6 июля 2016 г. в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» была добавлена глава, посвященная миссионерской деятельности.

В главе дано определение миссионерской деятельности (деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками данного религиозного объединения), а также введены ограничения осуществления такой деятельности.

Одновременно в Кодекс об административных правонарушениях было добавлено положение, предусматривающее административную ответственность за ведение миссионерской деятельности с нарушением норм закона.

Прошло не так много времени с момента принятия поправок к закону, как начались первые судебные процессы в отношении лиц, нарушивших, по мнению представителей власти, требования закона к осуществлению миссионерской деятельности.

На момент написания статьи в производстве мирового судьи Д.В. Тен судебного участка № 211 г. Санкт-Петербурга находится дело о нарушении Дмитрием Угаем требований Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Посмотрим, как развивались события.

22 октября в Санкт-Петербурге на фестивале «Ведалайф» в ЛОФТ «Этажи» Дмитрий Угай прочитал лекции о йоге. Там же он был задержан сотрудниками полиции и доставлен в отделение полиции № 76 г. Санкт-Петербурга. Показания Дмитрий давать отказался и в тот же день его отпустили.

Сотрудником полиции был составлен протокол об административном правонарушении и направлен в суд для возбуждения административного процесса. Суд возвратил материалы дела в связи с неправильно составленным протоколом для его надлежащего оформления. Протокол был составлен повторно и послужил основанием для возбуждения судом административного процесса.

В протоколе указывается, что Дмитрий Угай осуществлял миссионерскую деятельность от имени «Шри Чайтанья Сарасват Матх», выражавшуюся в публичном распространении информации о вероучении вайшнавизма среди лиц, не являющихся участниками данного религиозного объединения, с целью вовлечения данных лиц в состав участников религиозного объединения. При этом Дмитрий Угай не имел при себе решения общего собрания религиозной группы «Шри Чайтанья Сарасват Матх» о предоставлении ему соответствующих полномочий на осуществление от имени данной религиозной группы миссионерской деятельности п. 2. ст. 24.1. и п.1. ст. 24.2. Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Предлагаю пошагово рассмотреть, почему это обвинение не согласуется ни с конкретными нормами закона, ни с принципами права, ни с гуманистическими идеалами человечества.

1. Уровень закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Определение миссионерской деятельности в законе:
Миссионерской деятельностью в целях настоящего Федерального закона признается деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в состав участников (членов, последователей) религиозного объединения, осуществляемая непосредственно религиозными объединениями либо уполномоченными ими гражданами и (или) юридическими лицами публично, при помощи средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо другими законными способами.
Дмитрий в своей лекции о йоге не выступал от имени какой-либо организации, названия организации не упоминал, преследовать целей вовлечения в состав какой-либо организации не мог, поскольку никакой информации о какой-либо организации и её вероучении не давал.

2. Уровень Конституции РФ.
Статья 28 Конституции РФ
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Очевидно, положения Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», касающиеся миссионерской деятельности, противоречат Конституции РФ и должны быть отменены как неконституционные.

3. Уровень международных законов.
Принцип свободы вероисповедания закреплен в следующих международных актах: во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах, в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

4. Один из основополагающих признаков права.
Принцип свободы совести (иметь любые убеждения), и вероисповедания в том числе, относится к естественным правам человека, на фундаменте которых стоит законотворческая и законоприменительная деятельность правового государства.

При принятии решения суд вправе сослаться на принципы права, а не на конкретный закон.

Необходимость написания этой статьи вызывает во мне глубокую грусть, поскольку говорить в ней пришлось об очевидных общечеловеческих гуманистических основах общества, которые понятны подавляющему большинству людей.

А вот что рассказал "НИ" адвокат Дмитрия Угая Сергей Латышевский:

Мы собрали мнения пяти ведущих индологов и востоковедов по поводу лекции моего доверителя, Дмитрия Угая, в связи с которой возбуждено административное дело. Все они выразили обеспокоенность, что под запрет попадает индийская культура, неотъемлемой частью которой является йога. Мне звонили граждане Индии, живущие в Петербурге. Они напуганы этой абсурдной ситуацией и задаются вопросом: что следующее будет запрещено? Полный запрет на индийскую культуру? Запретят аюрведу? Индийское кино? Аюрведа – часть официальной медицины Индии. А в России, ещё в 2006 году, Министерство Здравоохранения выпустило методическое пособие для терапевтов и врачей общей практики с рекомендациями использовать элементы хатха – йоги в качестве дыхательных упражнений. Это – действующий нормативный документ.

Я могу сказать, что Ярослав Владимирович Васильков, ведущий индолог, доктор филологических наук, Председатель Правления Санкт-Петербургского общества культурных связей с Индией, проанализировав стенограмму лекции Дмитрия Угая, сделал следующее заключение: «Ни малейшего уклона в сторону конкретного направления индуизма, никакой попытки проповедовать индуизм я не обнаружил. Это была научно-популярная лекция, не имеющая ничего общего с миссионерской деятельностью».

У меня как гражданина РФ также вызывает беспокойство возбуждение административного дела в отношении Дмитрия. Кроме того, могу сказать, что были нарушения ещё на стадии составления протокола: первый протокол был признан судьёй составленным с нарушениями и отклонён. После этого, 14 декабря 2016 года, старший лейтенант полиции, участковый уполномоченный 76 отделения УМВД по Центральному району Санкт-Петербурга, г-н Магомедов, на лестничной площадке, даже не пустив меня в кабинет, зачеркнул первый протокол и написал второй. Тот, который сегодня будет рассматриваться на судебном заседании. На мой вопрос, понимает ли он, что в действиях Угая нет состава административного нарушения, Арсен Магомедович ответил, что ничего поделать не может: это – прямое указание руководства!

Кстати,как рассказал Дмитрий Угай в эфире «Эха», дело открыли по заявлению активиста Центра психологической безопасности. Члены этой организации проводят рейды под названием «Сафари по сектам». Они посещают разные мероприятия в поисках людей, которые, по мнению активистов, ведут миссионерскую деятельность. Как рассказал Дмитрий Угай, по аналогичному доносу членов Центра одного человека уже осудили по «закону Яровой».

В поддержку Дмитрия Угая уже выступила певица Сати Казанова. В своем инстаграме она написала, что находится из-за этой истории «в крайнем возмущении и расстройстве».

Подробнее о деле Дмитрия Угая - в материале «НИ».

#Общество #Новости #Основной закон #Суды
Подпишитесь