Говорят, что с 1941 по 1962 год в Москве не было ни одного почтового голубя. Когда немцы подошли к столице, по приказу коменданта города все голубятники сдали в армию своих птиц, всех, до единой. В распоряжении говорилось: «В целях недопущения использования враждебными элементами голубей, находящихся у частных лиц, в трёхдневный срок сдать их в управление милиции на Петровку, 38». Лица, не сдавшие голубей, должны были быть привлечены к ответственности по законам военного времени. Были серьезные опасения, что голубей диверсанты смогут использовать для передачи донесений гитлеровской армии.
Со службы домой птицы не вернулись. Ведь их использовали в армии не только, как почтальонов, но и как … подрывников. Из этого фотодокумента следует, что голубей-подрывников называли «голубеснарядом».
Первая партия настоящих почтовых голубей появилась в Москве в 1962 году. Около 300 голов нам подарили друзья-голубятники из Чехословакии. Спустя 10 лет потомков этих крылатых «чехов» на столичном «Птичьем рынке» можно уже было купить за один рубль.
Мы встретились с человеком, который в 1972 году купил своего первого голубя за тот самый советский «целковый». Встреча с Евгением произошла на автобусной остановке у станции «Солнечная».
Мужчину, поставившего картонную коробку, которая издавала непонятные звуки, на скамейку остановки, корреспондент газеты «НИ» шутейно спросил: «Бомба с часовым механизмом?» Евгений ответил: «Нет, - это почтовые голуби, я их в соседнем дворе поймал», и с удовольствием продемонстрировал свою добычу.
Вскоре подошел автобус 750-го маршрута, и уже в тепле, как выяснилось, отставной военный объяснил, что неподалеку от того места, где он нашел двух голубей, находится ЗАГС – а это самое лучшее место для ловли «заблудившихся» голубей.
«Сейчас, знаете как? На свадьбу молодожены заказывают через интернет двух или больше голубей, и после того, как распишутся, на улице «на счастье» выпускают их на свободу. Если голубей привез настоящий голубятник, то птицы спокойно возвращаются к себе домой, тут ничего страшного нет. Но бывают такие проходимцы, они приедут на рынок, за сто или двести рублей купят голубя, а молодоженам продадут за тысячу. А голубь-то не домашний, - вот он полетает-полетает по округе, и садится, где придется. А тех, которых я поймал, скорее всего, сокол спугнул – он атаковал, а они спрятались. То ли в стрессе, то ли еще что – но дороги домой найти не могут», - вот такую историю успел рассказать Евгений за те несколько остановок, что мы проехали с ним вместе.
В интернете, действительно, полно объявлений о прокате голубей: «Голуби на свадьбу Запуск голубей, цена, фото: Стоимость 700 рублей пара; 200 птиц — 40000 рублей; 100 птиц — 21000; 3750 — 5 птиц и т.д.
Мы позвонили в контору «2golubi.ru», и, как нам показалось, сильно нетрезвый мужской голос, даже не потрудившись услышать наш первый вопрос, но, как будто угадав его, сообщил: «У нас птички белые, почтовые, т.е. – это птица специальной породы, которая возвращается домой, вот. То есть это наши домашние питомцы, наши любимцы, упитанные, крупные птички. То есть из любого места Москвы очень шустро, весело, быстро, прямолинейно они улетают, набирают высоту, и высоко-высоко, далеко-далеко улетают. Нигде на кустах, на деревьях они не останутся, на землю не прыгнут, на забор не сядут, потому что домой они спешат, потому что это – специально обученная порода птиц».
Когда же мы сообщили, что нам нужно 200 птиц, наш собеседник, так и оставшийся неизвестным, сообщил, что готов пересмотреть ради нас прейскурант, и разрешить нам их выпустить на волю дешевле, чем за 40 тысяч. Правда, когда мы поинтересовались, а нельзя ли за такие огромные деньги оставить птиц себе, услышали в ответ: «Я ни … не могу понять, … какая-то, … Мы праздники организуем, а не … занимаемся, товарищ!». Выслушав тираду из непечатных слов, мы повесили трубку.
К этой истории, пожалуй, можно добавить только то, что в Питере одна женщина организовала даже приют для «праздничных» голубей – уж слишком их много стало попрошайками у ЗАГСов и ресторанов. Мария Кочубей на собственные средства создала приют для раненых и брошенных птиц. После торжества птиц оставляли умирать на холоде. Теперь девушка выхаживает таких голубей, которых у нее уже больше ста.
Наш герой – Евгений на свадьбу своих голубей отдавал всего один раз, хотя держит этих птиц уже 45 лет, отдал знакомым, которые расписывались в ЗАГСе, расположенном через две улицы: «Я знаю про этот бизнес: стоят с клетками у ЗАГСов, на рынке голубей скупают, а они потом остаются у ЗАГСА, - лететь-то им некуда. Их люди кормят, но иммунная система у почтовых голубей слабая, они белые – сокол их в первую очередь на небе замечает, и бьет, эти брошенные голуби потом из лужи пьют (а зимой, сколько химии в луже?), хлеб часто с плесенью дают, вот голуби и травятся насмерть. А этим «бизнесменам» что? За сто рублей купил, - за тысячу продал! Ни стыда, ни совести».
Вернемся к последним романтикам Москвы. Девятилетний Женя купил в 1972 году свою первую птицу. Ехать через весь город с такими «большими» деньгами, девятилетний мальчик не решился, позвал с собой друзей.
«Страшно подумать, ведь это было 45 лет тому назад. Первого голубя я купил на Птичке за рубль, копил долго, а купил породу Московский монарх называется. Привез. Ой, ой, мать была против: «Куда, чего, а потом – нормально. На балконе он у меня жил, а потом стал интересоваться, второй голубь у меня появился, третий», - вспоминает теперь Евгений.
Сегодня у Евгения с напарником – две голубятни, и около 80-ти голубей. А любовь к этим птицам родилась после просмотра советского фильма, с, казалось бы, совсем неподходящим названием: «Прощайте, голуби».
«Чисто на детской любви… Наше поколение 60-х годов, мы как держали в свое время голубей, так и попали на этот «крючок», это необъяснимо. Я помню фильм «Прощайте, голуби». Знаете, как? Молодежь смотрит про пограничников, про их собак, и становятся собаководами. Я бывший пограничник, собаки мне тоже нравились. Это – для души. Многие спрашивают: «Сколько ты имеешь с этого?» Я даже многим дарю, или по дешевке продаю, и на деньги корм покупаю, вот такая любовь», - говорит Евгений.
Любовь к голубям, по словам отставного военного, рождается во время ухода за птицами: «Главное - общение – это когда они вокруг тебя ходят, курлыкают, когда кормишь из рук, а еще - общение с голубятниками. Ну, и, конечно, полет – эта и красота, и моральное удовлетворение, гордость за питомцев, смотришь – не заболел ли. Забота, постоянная забота – вот источник моей любви».
Одного из своих питомцев, (имен своим подопечным голубятники, почему-то не дают) Евгений научил склевывать семечку с языка, у него сохранилась даже фотография с этим голубем.
Любовь к голубям, сетует Евгений, от него к сыну не передалась, да и поддерживать свою романтическую страсть становится с каждым годом все труднее – и корма постоянно дорожают, и сами голубятни, в силу особого отношения к незаконному строительству новых московских властей, теперь, что называется, находятся «на птичьих правах».
«Слышали, недавно в Чертаново голубятню снесли прямо с голубями? Да, и моя голубятня – это незаконное строительство. Есть и законные, но их поставить чтобы, надо столько документов оформить! По управам бегать, - очень большой геморрой. Поэтому люди ставят на свой страх и риск. Это раньше были клубы, а у нас стоит просто – поставили и стоит, они голубятни вписываются в ландшафт, никому не мешают, приходят дети … снимают на видео, довольные очень. Женщина с ребенком недавно подошла, говорит: «Ребенок хочет посмотреть». Я им птенцов показал, кто видел, когда птенцов голубя? Я ей положил на руку птенца. Довольна была, даже денег мне на корм предлагала, а я говорю: «Не надо», - вот что рассказал «НИ» голубятник Евгений.
Чтобы хватало на корм птицам, военный пенсионер устроился на работу охранником, - так будет по-честному, решил он, да и скандалить из-за денег с женой – не в его правилах. В ста шагах от голубятни Евгения, стоит голубятня дяди Бори – соседа. Ради нашей газеты он даже согласился выпустить своих любимчиков полетать, вот только, жаль, что на сером фоне неба, белые птицы оказались «не читаемы» для объектива нашей фотокамеры.
Евгений отказался «погонять» своих голубей – сегодня это слишком опасно!
«Сейчас закрыл их – сокол бьет. Я потерял три штуки совсем недавно, по одному голубю в неделю получается. Сокол к голубятне, как к кормушке летает. А когда закрываешь, сокол день, два полетает, и ищет новую кормушку, в другое место уходит.
- А как голуби это переживают – отсутствие полетов?
- Да, нормально переживают, - они сами чувствуют опасность, их даже не выгонишь, палкой, в прямом смысле – палкой на улицу не выгонишь. Просто голуби зимой – самая доступная еда для хищников, - все перелетные улетели. Воробья убить – это сложно и мало, а голубь – он упитанный, и не очень осторожный, в отличие от сизарей – диких дворовых голубей. А еще вороны какие-то перелетные пошли – налетают стаей, могут забить просто сразу. Сокол – он один идет, а вороны нападают сразу по пять штук.
В правдивости слов Евгения об опасности полетов мы убедились сами. Один из голубей, живущих в «малой» голубятне, неожиданно вылетел на свободу, и тут же был атакован соколицей (она вдвое крупнее самца). Голубя спасло только то, что сам сокол был немедленно атакован стаей воронья. Вот такие нешуточные страсти кипят сегодня на голубином «подворье» в районе Переделкино.
К ним добавляются еще болезни голубей – зимой им не хватает тепла и света. «Как болеют? И чихают, и кашляют, как люди – простывают. Есть болезни, которые вообще не лечатся, так называемая, «вертячка» - они головой крутят. В таком случае их надо умерщвлять, но я никогда этого не делал, у меня напарник есть – он это делает (голову отворачивает), но лично я не могу», - говорит Евгений.
Последним романтикам Москвы, по словам Евгения, еще приходится все чаще сталкиваться с «человеческим фактором»: «Мода перешла на собак и кошек. Многие бояться болезней. Бабушка тут подходит, ругается: «Заразу всякую твои голуби разносят!» Я ей говорю: «Божья птица, Вы что?»
Голубь – это одна из древнейших «одомашненных» человеком птиц, наделяемая значимым символическим смыслом во все исторические периоды вплоть до сегодняшних дней. Как всякая птица или иное крылатое животное выступает символом души и связи с миром божественного.
По верованиям славян, душа умершего превращается в голубя. На Руси всегда существовал обычай выпускать в Благовещение голубей и других птиц на свободу. Белый голубь с древних времён олицетворяет мир и добрые известия. Кроме того, голубь является символом благодатного действия Святого Духа, а его белоснежные крылья — одновременно символом чистоты самой Девы Марии. По традиции Церковь посвящает этих птиц Богородице.
Голубь связан и с праздником Рождества. В Евангелие говорится о том, как Святой Дух явился в виде голубя и указал на Христа.
И последнее. Тридцать лет назад в Москве было более 9 тысяч голубятен. Сегодня - около 800...