Posted 15 декабря 2016, 13:41

Published 15 декабря 2016, 13:41

Modified 8 марта, 02:33

Updated 8 марта, 02:33

Сергей Алиханов: Маруани ничего не добъется от Киркорова и России

15 декабря 2016, 13:41
Автор более тысячи популярных песен, член Союза писателей Сергей Алиханов рассказал «НИ», почему Дидье Маруани не дождется сколько-нибудь серьезных компенсаций ни от Филиппа Киркорова, ни от российских судов.

- Сергей Иванович, вчера вы виделись с Маруани на ток-шоу НТВ. Что вы ему сказали по поводу перспективы выплат от Киркорова?

- Просто посоветовал Дидье не тратить время и силы на бессмысленные споры и тяжбы. Он может, конечно, договорится о какой-то небольшой компенсации, но получить миллион евро - никогда!

- Вам удавалось когда-нибудь отстаивать авторские права на свои песни, которые сплошь и рядом перепевают или даже присваивают себе различные исполнители?

- Однажды Авторское общество втянуло меня в авантюру с судебным преследованием одного певца, который приписал себе авторство моей песни. Пришлось заплатить юристу 17 тысяч рублей, а потом три года участвовать в каких-то тяжбах и переписке. В итоге я выиграл суд. Получил, не поверите… аж пять тысяч рублей компенсации от одного сайта, на котором незаконно висела моя песня. Но таких сайтов - тысячи! И там ничего не изменилось. Так что продолжать в том же духе не хочется. Мой друг композитор Горобец как-то решил судиться с «крутым» песенным вором. Года три или четыре переживал, нервничал, а потом, увы… умер.

- И почему так?

- Да потому что не в Америке живем. И не в Англии… Там достаточно легко просчитать доходы тех или иных исполнителей, групп. Основную часть дают, как мы говорим, «белые» доходы - роялти от дисков и радиостанций. В России традиционно выпуск альбомов не выгоден. Юрий Антонов, например, 25 лет не выпускает новых дисков, боится, что все достанется пиратам. Поэтому все наши певцы зарабатывают на корпоративах. И никто толком не считает, сколько тот же Киркоров получил от очередного «спонсора» и что именно он пел на очередной вечеринке? Поди докажи, что он нажился именно на твоей песне, а не какой-нибудь другой. Кстати, в истории с Маруани Филипп, я думаю, и не виноват вовсе. «Жестокую любовь» он не сам сочинил, а купил у композитора. К нему почему-то вопросов нет.

- Но ведь и самого Маруани с этой песней обвиняют в плагиате, - дескать, украл ее из культового американского фильма…

- Вообще в поп-музыке авторство часто носит относительный характер. Вот вы помните, кто автор рок-н-ролла? Все играют рок-н-ролл совершенно одинаково (то есть в размере четыре четверти), по сути это одна и та же «песня» для всех. Как и блюз, и диско, и буги-вуги, не говоря уже о трэш-металле или хэви-металле, где просто перевирают ноты и бьют по гитарам и барабанам кто во что горазд. Вот недавно один из основателей «Блэк Саббат" признался, что за сорок лет они всего-то одну оригинальную вещь и сочинили - «Параноид», которую … слизали у «Лед Цеппелин», а тот в свою очередь постоянно воровал темы у американских негритянских блюзменов. Да и великая «Лестница в небо», как выяснилось, тоже не бесспорна. Или возьмите цеппелиновский «Кашмир» и «Старгейзер» от «Рэйнбоу»,- разве это не одно и то же?

- Тем не менее на Западе система авторского права работает…

- Все относительно. Если у вас мощные адвокаты, то можно организовать такой наезд на «штрафника», что мало не покажется. Специальная полиция арестует все ваши счета, опечатает дом и музыкальную студию, а потом будете долго доказывать в судах, что вы не верблюд. Если же ваш финансовый и общественный вес много ниже оппонента, то рассчитывать на справедливость вряд ли придется. А в России никакой системы устрашения нет. Методика подсчета убытков не существует. Экспертная оценка - ниже плинтуса. Плюс ко всему - историческое неуважение к частной собственности. Ну украл кто-то музыкальную тему или целую песню, ну и что с того, думает судья и назначает пять тысяч рублей штрафа. Поэтому проще махнуть рукой и сказать себе, что напишешь новую песню. Авось не украдут сразу.

Подпишитесь