На сайте госзакупок появились новые контракты «Триколора» с государственными телеканалами. При том, что поставляется одна и та же услуга - право входа на спутник и вещание с него – суммы контрактов разные. Так, согласно системе «Спарк», договор с телеканалом «Белогорье» стоит 2 000 000 рублей в месяц, а с вещателем из Ненецкого округа - 1 200 000. Годовое обслуживание «Москва-медиа» обойдется в 21 млн 240 тысяч, а «Липецкого времени» - в 14 млн 427 тысяч…
Конечно, никто не запрещает коммерческим организациям продавать одну и ту же услугу за разные деньги. Как говорится, не хотите – не берите, учитывая то, что выбора у телекомпаний нет. Однако в отношении государственных телекомпаний могут возникнуть весьма неприятные коллизии, связанные с «разбазариванием» казенных средств. Если проверяющие узнают, что за одну и ту же услугу госканалы платили разные деньги, то их руководителям грозит уголовное преследование с подозрением в растрате. Именно поэтому некоторые директора телеканалов (в Подмосковье, Татарстане) отказываются «платить не глядя» и направляют иски к «Триколору» и в ФАС в связи с завышением цен. О чем «Новые Известия» сообщали 24 октября 2016 года.
Гендиректор ТРК, депутат Госсовета Татарстана Ильшат Аминов подтвердил «НИ», что «Триколор ТВ» вдвое повысил тариф на распространение «ТНВ-Планеты». В республике компания имеет «почти 100 тыс. семей», по стране еще больше, отмечает господин Аминов. «Мы давно работаем через эту сеть, и уйти никуда не можем»,- добавил он.
«Мы – в похожей ситуации с татарстанскими коллегами, - сказал в беседе с корреспондентом «НИ» генеральный директор телеканала «360 ТВ» Вячеслав Духин. - «Триколор» повышает расценки каждый год – и в прошлом году повышал, и в позапрошлом. У нас эта система вызывает вопросы и недоумение. Речь идет о ресурсе, где у нас нет альтернатив. Значительная часть нашего контента носит социальный характер, есть жители в таких домах, где единственная возможность получить доступ и к нашему каналу, и к каналам коллег – только «Триколор». Но главная проблема в том, что у нас нет выбора».
Впрочем, партнеры «Триколора» неточны в своих оценках, либо чего-то не понимают в политике спутникового оператора. Возможно, и «Новые Известия» относятся к числу таких непонятливых. Именно поэтому мы направили официальный запрос генеральному директору «Триколора» Алексею Холодову. Цитируем текст запроса полностью, опуская лишь «шапку»:
Уважаемый Алексей Геннадьевич!
Редакция газеты «Новые Известия» готовит материал о развитии цифрового телевидения в России. Для наиболее полного раскрытия темы, просим Вас дать интервью нашему корреспонденту или порекомендовать специалиста, который ответит на следующие вопросы:
1.? На сайте Государственных закупок появились новые контракты компании «Триколор ТВ» с государственными каналами. На данный момент таких контрактов 16. Сколько контрактов с телеканалами, имеющими бюджетное финансирование, заключено «Триколором» и чем обусловлена разница в расценках?
2.? По жалобе телеканала «ТНВ-Планета» УФАС по Татарстану возбудило дело в отношении «Триколор ТВ» о необоснованном повышении тарифов на распространение через спутник. Такой же иск сформирован в Подмосковье; В каких ещё регионах на «Триколор» поданы жалобы со стороны местных каналов?
3.? Каким образом формируется цена на распространение контента через спутник?
4.? Какие расходы несёт компания «Триколор» в связи с арендой транспондеров, сколько сейчас находится в аренде и на каких спутниках?
5.? С кем заключён договор по данной аренде? И на какую сумму?
6.? Гарантирует ли покупателю компания «Триколор» присутствие всех заявленных телеканалов в пакете?
Однако компания «Триколор», которая будто бы заботится о своей репутации, не ответила ни словом на обращение «НИ». И это дает нам право толковать спорные моменты в работе оператора по своему разумению.
Во-первых, можно предположить, что разного рода тяжбы государственных телеканалов с «Триколором» продолжатся и будут нарастать. Как говорит эксперт «НИ», судебные практики в дальнейшем могут защитить тех, кто переплачивает за услугу.
Но за что именно платят каналы?
По сути они оплачивают услуги входа на спутник. При этом сам спутник – государственный, он НЕ принадлежит «Триколору», который арендует его транспондеры (передающие части). Расходы по запуску и содержанию спутниковой связи несет государство, и через выделение бюджетных денег ГП «Космическая связь». А вот миллиардные прибыли от аренды получает частная компания.
Кстати, не у всех спутниковых операторов такие невероятно льготные условия для ведения бизнеса. Конкуренты, по словам наших экспертов, должны запускать собственные спутники ценою в десятки миллионов долларов, а вот абонентскую плату – брать на уровне «рынка», то есть в соперничестве с «Триколором». Ситуация очень похожа на соревнования бегунов,- когда один бежит с кандалами на ногах или гирями в руках, а другой налегке и без оков. Не потому ли еще 6 лет назад в одном из интервью руководитель «Триколора» бодро рапортовал, как за считанные годы его компания «с нуля» вошла в число 10-ти самых крупных мировых операторов спутниковой связи?
«Сейчас основные затраты «Триколора» связаны с арендой спутниковых емкостей. – заявлял он.- Годовая аренда одного транспондера стоит от 1,7 до двух с небольшим миллионов евро. Даже если «Триколор» арендует десять транспондеров, это будет, грубо говоря, $20 млн в год. Наш доход только от основной деятельности в 2010 году превысил $100 млн.»
Молодцы! В том же интервью было сказано и об отношениях с телеканалами, которые за 6 лет не изменились:
«На самом деле мы не сдаем емкости в аренду, подобной спекуляции с нашей стороны никогда не было, нет и не будет. Мы предлагаем комплекс услуг по подъему сигнала на спутник и продвижению телеканала в составе нашего пакета — это рекламная и информационная поддержка. Также есть так называемая NIT-таблица, которая определяет, на какую кнопку попадет телеканал после настройки его абонентом. Весь этот комплекс услуг обсуждается в момент заключения договора с телеканалом.»
А теперь посмотрим на типовой договор «Триколора» с телеканалами.
Как выясняется, опреатор оказывает всего две из них, а не какой-то мифический «комплекс».