Стране нужны современные изоляторы, в которых адвокаты смогут встречаться со своими подзащитными без многочасовых очередей и «жребия», по которому им выпадает право занять комнату для общения, сказала Москалькова, пишет газета «Известия». Она отметила, что Минфин всегда отвечает на этот запрос ФСИН, что у страны нет денег. По мнению правозащитника, в стране очереди адвокатов в СИЗО заменили очереди за дефицитом, которые были в советские времена.
По словам Москальковой, «низкая пропускная» во многих СИЗО не обеспечивает условия работы адвокатов с подзащитными, т.е. побеседовать могут «максимум до 20 человек в день». А большинство российских изоляторов настолько устарели, что в них не обеспечиваются утвержденные в 2001 году нормы по количеству кабинетов для встреч.
«Никого уже не удивляет, что адвокаты перед СИЗО тянут жребий - чтобы распределить очередь на свидание с подзащитными», - пишет правозащитник. И отмечает, что таким образом нарушается конституционное право подозреваемых на защиту. «Адвокатам до сих пор приходится в буквальном смысле слова биться, доказывая, что обвиняемые имеют (это право) с самого момента задержания», - поясняет Москалькова.
Российские СИЗО забиты под завязку и даже переполнены. По данным на 8 апреля 2016 года, в изоляторах Москвы содержалось 11909 человек – это превышение лимита на 47%. «Происходит это потому, что суды в силу закона при принятии решений о заключении под стражу не должны по закону учитывать лимиты наполнения следственных изоляторов», - указывает омбудсмен.
Также Москалькова считает необходимым вводить «электронные очереди» и «пореже избирать меру пресечения, связанную с лишением свободы» для тех, кто не представляет социальной опасности. И рекомендует прислушаться к предложению адвокатского сообщества установить за свой счет в тюремных дворах специальные вагончики для свиданий».
Упоминает уполномоченная и о попытках ФСИН улучшить условия для подозреваемых, обвиняемых и осужденных, которые наталкиваются на противодействие финансистов. Ответ один: «Денег нет!»… Нет денег. Кризис». Но подчеркивает, что эту проблему необходимо решать.
Однако некоторые считают, что разгрузить СИЗО и улучшить ситуацию можно и без дополнительных мер – это позволяет сделать законодательство, но следователи не идут на такие меры.
По словам адвоката Александра Карабанова, СИЗО можно разгрузить на 30-40%, если применять домашний арест. «Законодательство позволяет разгрузить СИЗО, но следователи говорят: «Если я сейчас изберу подписку о невыезде или домашний арест, в отношении меня будет проверка по факту коррупции»», - сказал он в эфире НСН.
«Проблема перенасыщения СИЗО очень актуальна. Я общаюсь с правозащитниками, по их статистике, некоторые изоляторы сейчас переполнены на 60-70%. Есть такое, что в СИЗО люди спят в три смены, то есть не у каждого задержанного есть своя кровать», - отмечает Карабанов.
Также он отмечает, что встречу с подзащитным адвокатам приходится ждать около трех дней. «У адвокатов в связи с этим есть проблемы. Чтобы ему попасть в СИЗО, нужно потратить три дня. Фактически три дня – это дежурство рядом с дверью», - говорит он. И добавляет, что их помощники ночами дежурят у СИЗО и наблюдают за тем, чтобы список, который составляется адвокатами, не был каким-то образом уничтожен. «Это потеря огромного количества времени», - заключил защитник.