Днем ранее в Астрахани прошла крупная протестная акция - народный сход, на который пришли более тысячи человек. Депутат Госдумы Олег Шеин, который выступает против данного законопроекта, рассказал «НИ», почему люди вынуждены митинговать, как власти города объясняют свое решение сэкономить на льготниках, и что нужно делать, чтобы не допустить социальной катастрофы в регионе.
- Сегодня в Ахтубинске проходит народный сход против ликвидации льгот для ста тысяч человек. Вчера в Астрахани вышло более тысячи несогласных с социальной политикой губернатора. Что происходит в области?
- Наш губернатор внес в областную думу проект так называемого «Социального кодекса», по которому предполагается ликвидация льгот по ЖКХ, на проезд и на связь для ветеранов труда и участников боевых действий. Сэкономить решили на людях, у кого уровень доходов превышает прожиточный минимум хотя бы на рубль. По официальным оценкам областного правительства, внесение такого закона будет означать, что выплат лишатся 90 тысяч ветеранов труда и около 10 тысяч участников боевых действий. В среднем размер потерь составит 11 тысяч рублей за год у каждого льготника. Сумма, сравнимая с месячной пенсией.
Это уже третья попытка отмены льгот за последние восемь лет. Мы боремся всеми силами. В разных городах области проводим митинги, народные сходы, собираем подписи. В прошлом году у нас была аналогичная кампания, которая длилась 70 дней. Митинги, выступления, сборы подписей. Мы победили. В этом году картина повторяется.
- А почему власти пошли на такой шаг? Бюджет не справляется с нагрузкой?
- Бюджет Астраханской области развалился, как в Греции пару лет назад. И ничего разумнее, чем сокращение социальных выплат, власть не находит. За два года областное правительство предлагает сократить бюджет на 40%. Это не преувеличение. В 2015 году бюджет был 38 млрд рублей, в этом – 33 млрд, на следующий планируют – 25 млрд.
- Как же регион выживает?
- С трудом. В области уже отменены дотации по детским садикам. Плата у родителей выросла в полтора раза. Резко сокращен размер субсидий по ЖКХ для малоимущих. Отменена материальная помощь семьям, у которых уровень доходов ниже прожиточного минимума. Нет набора в ряде уже городских школ, не только сельских, в 10 классы. Школы переводятся в категории девятилетних. Сокращены заработные платы в бюджетном секторе. Работники скорой помощи, учителя получают сейчас в два раза меньше. Регион грохнулся в абсолютную яму. Поскольку мы погибать не собираемся, то выходим, образно говоря, на баррикады.
- На 24 ноября снова запланирована акция протеста у здания областной Думы против «Социального кодекса». А как объясняют власти свое решение о ликвидации льгот для ветеранов?
- Они якобы экономят один миллиард рублей. Но принятие такого антисоциального кодекса с точки зрения бюджетной ситуации не даст ничего. Если областное правительство намерено сокращать расходы с 33 млрд до 25 млрд, то эта сумма погоды не делает. В любом случае при таком сценарии область уходит, по оценкам самого же областного правительства, к концу следующего года в пятимесячный долг по заработной плате. Январская зарплата будет в феврале, февральская в апреле, мартовская в июле, июльская в декабре.
- Что же сейчас можно сделать?
- Необходимо финансовое оздоровление. Надо осуществить дефолт. Региону нужно объявить себя банкротом. Отказаться платить по так называемым долгам федеральному Минфину, банкам. Такой шаг должен смотивировать федеральное правительство на изменение законодательства.
Дело в том, что в 2013 году были выведены из регионального бюджета Астраханской области налоги от добычи нефти. А в 2014 году корпорация «Лукойл» получила 100% льготу по налогу на имущество. Позже были распоряжения от Дмитрия Медведева и от президента Владимира Путина о том, что закон надо поменять, чтобы помочь региону. Но как только законопроект доходил до согласования с Минфином, то ведомство писало отрицательное заключение. И так ничего и не изменилось.
- А если регион объявит себя банкротом?
- Тогда у Минфина будет два варианта. Первый укладывается в рамки стандартной процедуры. Если регион банкрот, то Минфин направит туда внешнего управляющего. А само министерство возьмет на себя политическую ответственность за ликвидацию льгот, закрытие школ и больниц. Но я не думаю, что они пойдут на такой риск. Вариант второй, по которому сейчас все движется. Это крушение бюджета еще на восемь миллиардов рублей, которой приведет к ужасающей социальной катастрофе. В целом в стране ситуация нехорошая. Но Астраханская область – первопроходец. Из этого плохого будущего всей стране мы передаем привет и рассказываем, как там выживать.
- А власти Астраханской области не осознают масштаб социальной катастрофы?
- Областная власть боязливо относится к конфликту с Минфином. Ссориться с ними никто не хочет. При таком раскладе наши пенсионеры потеряют по 11 тысяч рублей в год. А это каждая третья семья в Астрахани. Будут закрываться школы, больницы. Еще сокращаться зарплаты. Но зато областные начальники будут на хорошем счету у Минфина. Или же наши власти все же проявят политическое мужество, и дадут людям шанс выжить в непростой экономической ситуации.