Posted 11 ноября 2016, 14:15
Published 11 ноября 2016, 14:15
Modified 8 марта, 02:49
Updated 8 марта, 02:49
На пути к гармонии
Чтобы пояснить читателю, почему на улицу Крылатские Холмы, где расположена школа № 1133, родители везли детей со всей Москвы, расскажем историю Земфиры Кузнецовой.
На пятом месяце беременности Земфира попала под машину. Ее сын пытался спасти маму от столкновения и оттолкнуть ее в сторону, но сам получил тяжелую черепно-мозговую травму. Возвращение в школу после лечения стало для Саши тяжелейшим испытанием.
«В первый же день на урок математики пришла завуч, и объявила, что Саша Кузнецов теперь - дурак, и завтра на контрольную работу может не приходить», - вспоминает Земфира Кузнецова.
Подростку хватило сил вернуться домой, где он первым делом, по словам его мамы, начал искать веревку,- не хотел жить...
Узнав, что в Москве есть школа, в которой все – от первоклашки до руководителя инновационного метода образования Алексея Воронцова называют друг друга не иначе, как «коллега», Земфира, зажав в кулаке деньги, бросилась умолять администрацию школы № 1133 о том, чтобы ее ребенка приняли на обучение.
«Деньги не пригодились, а Алексей Борисович, посмотрев на сына сказал: «Он у нас еще и отличником станет!». Так все и случилось. В старших классах Саша возглавил комитет по урегулированию спорных вопросов. Теперь уже не он, а к нему обращались его коллеги за помощью. Сейчас Александру 22 года, он успешно закончил один из ВУЗов Москвы и работает программистом. А в школе № 1133 в 10-ом классе у Земфиры теперь учится ее второй сын - Жора Кузнецов.
Как это было
Школа № 1133 всегда делилась на две части. Начиная с 1992 года одно крыло занимала обычная школа, а второе - ЭУК - экспериментальный учебный комплекс или «школа развития». В ЭУК учится 500 детей.
В чем заключалась исключительность методов обучения в школе № 1133, нашему изданию рассказал один из родителей, Алексей Васильев:
В экспериментальной школе нет оценок, и основной вид деятельности – это не уроки, на которых дети получают домашние задания, а потом кто-то отчитывается, как было в советской школе, а, так называемые «проектные задачи».
Проектные задачи, или погружение в предмет – это когда географию, например, изучают целую неделю подряд, а не по часу в неделю, как в остальных школах, и многое, многое другое. По сути, ЭУК – это уникальный учебный продукт. Для того, чтобы преподавать в рамках этой учебной программы, все преподаватели получали дополнительное образование. Это программа утверждена Министерством образования, она была даже аттестована Департаментом образования города Москвы. Более того, была внесена в перечень федеральных инновационных площадок, которые утверждены приказом Министерства образования Российской Федерации.
Но, пожалуй, самое главное, - это особые отношение в школе между родителями, учениками и учителями. Совсем другие, не такие, к которым мы привыкли в обычных школах.
«То есть отношения эти - они близкие, доверительные, у них есть общая социальная среда, и в том числе электронная учебная среда. Это влияет и на результаты, которые выдают школьники. Все они успешно сдают госэкзамены и потом поступают в ВУЗы», - говорит Васильев.
Еще в 2008 году в ЭУК была введена система электронного расписания работы школы и электронные дневники. Департамент образования Москвы ввел нечто подобное в обычные школы только три года назад.
Инновационный подход к обучению детей долгие годы практиковал в этой школе профессор Воронцов. В школу № 1133 приезжали перенимать опыт специалисты из США, Германии и других стран. Алексей Борисович Воронцов стал частым гостем телепередач. Свобода получения знаний, свобода отношений в школе, свобода мысли – все это было интересно коллегам из других регионов и Москвы. Но потом все рухнуло, как карточный домик.
«А ты не критикуй!»
«Новые Известия» отыскали Алексея Воронцова на Ямале, где он там читает лекции о своей методике. Мы обратились к изгнаннику с простым вопросом: «Почему вас сместили?»
«Есть определенная политика Департамента образования Москвы. Кто не вписывается в эту политику, к ним применяются различные средства, и неугодные должны покинуть свои места. Вот я и ушел», - последовал ответ.
После одного из выступлений на телевидении, где Воронцов позволил себе критику в адрес руководителя Департамента образования Москвы Калины И.И, жизнь ученого, как он говорит, резко изменилась. «У нас с ним конфликт вышел, когда я выступил по поводу государственной аттестации. Собянин и Путин его после этого сильно отругали. Я вышел на работу после праздников в июне в 2013 году, пришел в 10 часов на работу, а там уже была проверка», - рассказывает он.
По результатам проверки выходило, что Воронцов заставлял родителей платить за дополнительные услуги по четыре тысячи рублей в месяц. Вот цитата из этого документа: «По итогам проверки информация заявителей подтвердилась. В частности, подтвержден факт принуждения обучающихся к пользованию платными ресурсами электронно -образовательной среды частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Открытый институт «Развивающее образование» (ОИРО), директором и косвенным участником которого являлся Воронцов А.Б.».
Те родители, с которыми мы успели поговорить за время подготовки статьи, категорически отрицают насильственный характер сдачи денег. «Да вы что? Никогда такого не было! Всегда мы сдавали деньги добровольно, я вам больше скажу, - с неимущих семей, или в случае временных финансовых затруднений в семьях, деньги никто не брал, и потом неоплаченные месяцы в счет не брал», - говорит Любовь, мама одного из учащихся школы № 1133.
Свои фамилии, кстати, и многие родители, и преподаватели этой школы просили не называть. Детям-то еще учиться...
В феврале 2016 года Воронцов написал заявление об уходе. Тогда исполняющая обязанности директора школы Елена Кустовинова пообещала педагогу, что в школе все останется на своих местах, и инновационную программу обучения никто не тронет.
«Я свое слово сдержала, - до конца учебного года ЭУК работал, как и прежде», - сказала «НИ» Елена Юрьевна.
Однако вскоре в школу № 1133 пришел новый директор.
«Терминатор»?
По словам Воронцова, «в Москве существует целая группа директоров, которые делают, по сути, рейдерские захваты школ. Приходит группа мужчин, у которых задача – все уничтожить. Ковшов (это новый директор школы 1133 - ред.)за два года побывал в трех школах. Департамент ставит этих людей на «зачистку», Ковшов уходит, и на пустое место приходит другой человек».
Возможно, Воронцов что-то преувеличивает. Или в профессоре говорит обида. Но родители сообщили «Новым Известиям» о странных вещах, которые теперь происходят в школе. (Имена и фамилии изменены редакцией ).
«В расписании появились дыры, и наши дети сидят в классах без преподавателей, никто за них в это время не отвечает, и из школы, как это было раньше, их тоже не выпускают в это время», - рассказывает Светлана Ф.
«Моего сына, первоклашку, когда он пытался пролезть под турникетом, Ковшов схватил за шиворот, и потащил назад. Мальчиков он вообще как-то недолюбливает, по-моему, а вот старшеклассниц прикармливает леденцами. У меня еще дочь учится в этой школе. Она пришла домой и говорит: «Меня директор ни с того ни сего по голове погладил», - говорит Клара К.
Родители стали жаловаться, что их дети не хотят идти в школу, а при виде директора разбегаются в страхе, кто по классам, кто-то прячется в туалете.
«У нас была «дыра», - рассказывает мне моя дочь. Мы стояли в коридоре, увидели Ковшова, рванули в класс. Он заходит, спрашивает об учителе. А мы ему соврали, что учитель в туалете, только бы он сам не проводил урок. Ты представляешь, мама, мы впервые все дружно соврали? Мы же раньше этого не делали», - делится последними новостями Полина Р.
Из школы № 1133 стали приходить сообщения об увольнениях учителей. Первой заявление об уходе по собственному желанию написала Зинаида Б. Родители ласково называли ее «Птенчик»...
Впрочем, бывает и так, что родители не всегда правы. Бывает, что и войны ведут против педагогического состава школ и их директоров. Поэтому мы и решили позвонить новому директору Ковшову и узнать: уж не оговор ли все эти жалобы?
Однако Владимир Львович отослал корреспондента «НИ» в …пресс-службу Департамента образования Москвы, - мол, без ее согласия ничего говорить не имеет право, заметив только: «Я не считаю ситуацию чрезвычайной, я считаю ее кризисной».
Как говорится, и на том спасибо. Хотя, по нашему убеждению, никакая пресс-служба не может затыкать рот педагогам и директорам школ. Они - не сотрудники секретных служб и в силах сами отстаивать собственное человеческое достоинство и правоту в тех или иных вопросах.
Однако г-н Ковшов пресс-службы департамента боится больше репутационных потерь...
А тем временем инициативная группа родителей готовит обращения в суд и прокуратуру. По мнению заявителей, в школе 1133 нарушены четыре статьи Федерального закона об образовании (копия документа есть в редакции «НИ»).
Так ли это, мы решили узнать у начальника Департамента образования Москвы, Исаака Калины. Исаак Иосифович внимательно выслушал сообщение о чрезвычайной ситуации в школе № 1133, и сразу пригласил нас на встречу. Правда, чуть позже выяснилось, что встреча будет не с ним, а с его заместителем - Игорем Павловым. Тоже хорошо.
Игорь Сергеевич в разговоре с корреспондентом «НИ» удивился жалобам родителей, о которых мы ему сообщили, и ... предложил встретиться 14 ноября в 18:00 в школе № 1133 всем вместе – корреспонденту «Новых Известий», Ковшову, учителям и родителям.
Отличное решение! Мы даже не рассчитывали на столь оперативную реакцию чиновника столь высокого ранга.
Но в пятницу, 11 ноября, в 11 утра от одной из родительниц пришло срочное сообщение: «Сейчас звонят учителя, они плачут. Ковшов сказал, что он перед журналистом и начальством нагонит людей из обычной школы, и ЭУК родителей в школу не пустят, и не дадут сказать слово. А учителям говорит: «Кто со мной не хочет работать, может считать себя уволенным!»
С нетерпением ждем понедельника. А вдруг нового директора школы и вправду оговорили злопыхатели?
P.S. – от редактора «НИ» С.Таранова:
Думаю, что проблема выходит за рамки частного случая с известной московской школой. Скандал в ней только подчеркивает несовершенство нашего среднего образования. А еще точнее – его убожество, косность и отторжение передовых методик в обучении нового поколения граждан.
Как отец двоих детей могу засвидетельствовать под присягой: наши сынульки и дочурки лишены детства, нормального общения, занятий спортом и просто досуга. Они все время учатся, учатся, учатся… 8-10 часов в школе, потом до полуночного упора дома, на выходные дополнительные уроки и частные преподаватели, которые у меня дома уже дорожку на половой плитке протоптали. А результат каков? Сдача дурацкого ЕГЭ на 50-60 баллов?
Мы все знаем, что русский язык гибнет буквально на глазах. Правильно пишет Александр Минкин в «МК», что Гоголя и Пушкина скоро надо будет читать со словарем или переводчиком. Современные российские дети, которые все учатся, учатся, учатся и никак не выучатся писать без ошибок, считать без калькулятора, которые понятия не имеют, в какой стране находится Куала-Лумпур, а в какой – Богота, которые не различают пестика от тычинки, - жертвы образовательной системы, которая в свою очередь никак не может определиться – она уже не советская или еще не советская?
Пустейшие споры о том, включать теологию в школьные предметы или не включать, считать душегуба Сталина великим менеджером или не считать, только уводят от сути вопроса. А он в том, что сама МЕТОДИКА преподавания явно порочна.
Господа чиновники от образования! Ну посмотрите же фильм Майкла Мура «Куда бы еще вторгнуться?». В поисках образцовой системы школьного образования документалист приехал не в Россию, а в соседнюю от нас Финляндию. Там еще лет 15 назад повсеместно ввели ту самую систему развивающего образования. Без всяких домашних заданий. Без зубрежки. Без идиотских тестов вместо экзаменов. Результат – фантастический! Выпускники финских школ легко говорят на 2-3, а то и 4-х иностранных языках. ( О ТОМ, КАК У НАС В МОСКВЕ ЗНАЮТ АНГЛИЙСКИЙ - ЗАМЕТКА «НИ»)
Кроме того, финны физически здоровы, потому что много занимаются спортом на свежем воздухе. Они все умеют что-то делать руками, потому что школа учит их необходимым навыкам. Они – одни из лучших в мире по знанию математики, на которой основаны все профессии будущего и инженерные науки. Именно поэтому финская экономика много лет подряд занимает лидирующие позиции в мире по уровню конкурентоспособности. И уверенно смотрит в будущее.
Господа, а ведь это те самые «горячие финны», которых наши патриоты считают чуть ли не тугодумами и полудурками!
Такой вот у нас крик души. Ей Богу, уж простите за резкость. Но из последних пяти лет обучения моего ребенка в одной из «престижных» будто бы школ Москвы запомнилось два факта. Первый – попавшаяся на откатах за ремонт школы директриса (она до сих пор у руля) и предложение классной руководительницы «дежурить родителям на переменах – чтобы успокаивать драчунов и бегунов».
Что касается знаний, необходимых для поступления в МГУ, то их моя семья приобретала за деньги, уплаченные за подготовительный факультет и уроки репетиторов по четырем предметам в течение полутора лет.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ИСТОРИИ ЧИТАЙТЕ В МАТЕРИАЛЕ "НИ" ОТ 15 НОЯБРЯ - http://www.newizv.ru/society/2016-11-15/249113-sjadte-poka-ne-uvolili.html